?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин 1:6–8)

Иоанно-Предтеченский монастырь - женский монастырь почти в самом центре Москвы, основанный в XV веке. Расположен он на «Ивановской горке», которой и дал своё название, по адресу: ул. Забелина, 4 или Малый Ивановский пер., 2. Монастырь известен как одно из самых мрачных мест в городе.



Точная дата возникновения Иоанно-Предтеченской обители неизвестна, а первое документальное упоминание относится к 1604 году. По одной версии, монастырь был основан в Китай-городе еще во времена правления Ивана III (конец 15 - начало 16 века).



По другой версии, Ивановский монастырь был построен Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Иногда годом основания монастыря называют 1540 год. Первоначальная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была построена здесь раньше. Предание гласит, что в день освящения этой церкви, Елена Глинская родила сына, и назвала его в честь Иоанна Крестителя. Ужасная гроза, бушевавшая в тот день, будто напророчила вторую часть имени будущего государя, прозванного Грозным.



Известно, что устав Иоанно-Предтеченского монастыря отличался особой строгостью. От имени главного собора получил название и сам монастырь. В народе обитель прозвали Иваном Постным, так как по церковному календарю день Усекновения главы Иоанна Крестителя является днем строжайшего поста.



Вплоть до 1764 года Ивановский женский монастырь в Москве не имел крепостных, а существовал на пожертвования верующих, царской семьи и состоятельных покровителей. Особое уважение монастырю оказывала семья первых Романовых, которые не только обильно жертвовали на монастырские нужды, но и часто посещали обитель.



Но Ивановский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто совершали насильственный постриг над многими женщинами знатного происхождения. Их семьи передавали монастырю значительные средства на содержание своих родственниц. Именно в этот монастырь под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Из Раскольничьей конторы сюда доставляли своих узниц. Раскольниц, истерзанных пытками, также привозили под покровом тайны. Затем их содержали в ″каменных мешках″ под надзором монахинь.



В числе знаменитых узниц Ивановского монастыря была Дарья Николаевна Салтыкова – Салтычиха. Здесь жестокая помещица-нелюдь, вошедшая в историю садистскими издевательствами над крепостными женщинами (среди жертв было лишь несколько мужчин и один мальчик), провела половину своей жизни. Салтычиха в течение 6-7 лет замучила до смерти приблизительно 140 человек, в том числе и детей не старше 12 лет. Конец зверствам Салтычихи был положен в 1762 году, когда ее беглые крестьяне Ермолай Ильин, потерявший трех жен, которых забила до смерти помещица, и Савелий Мартынов подали жалобу Екатерине II, только вступившей на престол.



По приказанию императрицы дело было расследовано, Салтычиху предали публичной гражданской казни, а затем заточили в Ивановском монастыре. Для содержания душегубицы специально выстроили сруб без окон, а на входе всегда стоял стражник. Покаянная келья, как называли темницу, была вырыта в грунте, высота помещения не превышала трех аршин (2м. 10 см.). Таким образом, пленница все время проводила в темноте, лишь на время приема пищи ей приносили огарок свечи. Прогулки и разговоры с кем бы то ни было также были под запретом, нельзя было отправлять и получать корреспонденцию.



Лишь настоятельница имела право говорить с Салтычихой для спасения ее души. Во время церковных служб Салтычиху выводили в место, где она могла бы слышать моление. В таких условиях помещица прожила 11 лет, а затем в ее жизни наступили некоторые послабления, в частности, ее перевели в помещение с окошком, через которое желающие могли поговорить с пленницей. По другой версии её поместили в клетку на обозрение народу. Скончалась бывшая помещица в 1801 году.



Ивановская обитель была известна как острог для лиц исключительного положения. Узниками монастыря часто становились знатные, а иногда и царственные особы. Сюда была переведена из Покровского монастыря, что во Владимире, насильственно постриженная в монахини Пелагея Михайловна – вторая жена старшего сына Ивана Грозного. В 1610 году здесь была пострижена в монахини Мария Петровна Шуйская, которую насильно разлучили с мужем, царем Василием Ивановичем Шуйским.



Еще одна знаменитая пленница Ивановского монастыря – княжна Тараканова. Причем, это была не самозванка, арестованная в Европе Алексеем Орловым, а настоящая княжна. До достижения 11 лет дочь императрицы Елизаветы воспитывалась в России, а затем была отправлена в Голландию. За пределами России княжна жила под вымышленным именем до 40 лет, а по возвращении в Россию имела аудиенцию у императрицы Екатерины II, после которой согласилась удалиться от мира, чтобы не послужить оружием в руках противников власти.



В двухкомнатной келье с окнами во двор княжна Августа (в иночестве Досифея) прожила 25 лет вплоть до своей кончины. Заточение княжны было в меру строгим и даже сопровождалось комфортом. В келье была изразцовая печь, а в услужении монахини была одна келейница, проживавшая в прихожей. Помимо суммы, назначенной казначейством, на содержание таинственной инокини поступали значительные суммы от дарителей, желавших остаться неизвестными.



Со временем инокиня Досифея привыкла к своему положению, средства, которые были излишними раздавала бедным, жертвовала на строительство церквей. В годы царствования Павла I были разрешены посещения монахини Досифеи, и к ней иногда приходили гости. Погребена инокиня Досифея в Новоспасском монастыре – усыпальнице рода Романовых. Надгробная часовня на ее могиле, построенная спустя сто лет после ее смерти, сохранилась до сих пор у восточной стены монастыря. В Ивановском монастыре жила и блаженная схимонахиня Марфа.



Постепенно Иоанно-Предтеченский монастырь из своеобразного острога превратился в обитель призрения для обездоленных. В монастыре была открыта иконописная школа, появились ясли для детей-подкидышей. Кроме того, здесь работало множество различных мастерских: швейная, башмачная, рукодельная. Существовали классы церковного песнопения. Монахини с хорошим образованием занимались обучением неграмотных церковному чтению и Закону Божьему.



В 1812 году Ивановский монастырь оказался в центре бушующего пожара и сгорел дотла. На восстановление монастыря требовались значительные средства, поэтому обитель в 1813 году упразднили, отстроив только старинный собор и ряд келий. В кельях поселили работников Синодальной типографии. Собор превратился в приходскую церковь, а монахинь расселили по уцелевшим монастырям Москвы. Только в 1860-1879 годах монастырь был заново отстроен по проекту архитектора Быковского в стиле нео-ренессанса.



В русско-турецкую войну 1877 года в Ивановской обители работал лазарет для раненых, была открыта духовная библиотека. На монастырском погосте находились могилы известных в Москве семейств: Засекиных, Волконских, Волынских, Оболенских, Ордин-Нащокиных, Шаховских, Щербатовых.



В 1918 монастырь был закрыт, на его территории с августа 1919 располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 именовался лагерем принудительных работ; с 1927 — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника».



43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки».



В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.



В 2002 году монастырь был возобновлён как ставропигиальный. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров в бывшей дворянской усадьбе строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.



Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Богородице-Рождественский монастырь
Высоко-Петровский монастырь
Высоцкий монастырь в Серпухове
Давидова Вознесенская пустынь
Донской монастырь
Единоверческий храмовый комплекс в Михайловской Слободе
Зачатьевский монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Крутицкое подворье
Марфо-Мариинская обитель
Николо-Перервинский монастырь
Николо-Угрешский монастырь
Никольский единоверческий монастырь
Новоалексеевский монастырь
Новоспасский монастырь
Покровский Хотьков монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь
Свято-Екатерининский монастырь
Свято-Пафнутьев боровский монастырь
Симонов новый монастырь
Симонов старый монастырь
Сретенский монастырь
Храмовый комплекс в Старом Косине
Центр РПСЦ на Рогожском

Comments

livejournal
Feb. 11th, 2016 12:23 pm (UTC)
Свято-Екатерининский монастырь
Пользователь v27le06vt76r сослался на вашу запись в своей записи «Свято-Екатерининский монастырь» в контексте: [...] о-монастырь Предтеченский [...]

Profile

Жёлтый ворон
raven_yellow
Алексей

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com