?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Серпуховский Вал, 16) был построен в 1912 г. на Хавской улице общиной древлеправославных христиан-поповцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (с 1988 г. – РПСЦ). Эти места еще с середины XVIII в. были заселены старообрядцами, а в XIX в. здесь существовала катакомбная моленная в доме Михайлова, известная тем, что в ней 16 декабря 1898 г. произошло возведение на кафедру Архиепископа Московского и всея Руси Иоанна (Картушина). В "Михайловской моленной" молились все старообрядцы-поповцы этого уголка Москвы.



В августе 1909 года в Московское Губернское Правление обратилось общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, представлявших собой прежний приход моленной Михайловых, с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования "Тихвинская старообрядческая община".



В воскресение, 21 августа 1911 года, произошла и долгожданная закладка храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Ее произвел старообрядческий епископ Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенко) – знаменитый эрудит и начетчик. Из здания старой общинной моленной вышел к месту закладки крестный ход, на месте был отслужен молебен, после чего иерарх произнес торжественное слово. Храм строился по проекту известного старообрядческого архитектора Н.Г. Мартьянова, автора московского храма Николы в Лефортовском переулке, а также подмосковных храмов в Коломне, селе Люберцы и других местах.



Его освящение совершил 18 ноября московский Архиепископ Иоанн в сослужении духовенства Рогожского храма. В 1913 году братьями Михайловыми был пожертвован образ Тихвинской Божией Матери в ценном окладе и с драгоценностями. В храм были пожертвованы два боковых золоченых иконостаса.



Пришедшая в октябре 1917 года новая власть передала Тихвинской общине "в вечное и безвозмездное пользование" все, что та имела прежде. Однако в 1922 года, из старообрядческого храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери были изъяты следующие предметы: 30 серебряных позолоченных риз, одна из которых была покрыта драгоценными камнями (с пожертвованной братьями Михайловыми иконы Тихвинской Богоматери), 2 серебряные позолоченные чаши, 2 напрестольных серебряных позолоченных креста, серебряная позолоченная крышка от Евангелия и несколько других богослужебных предметов, иные ценности. В 1923 году произошла очередная перерегистрация Тихвинской общины. В ее состав входило 60 человек, проживавших в основном в районе Даниловской площади и Донского монастыря, в том числе и несколько человек в доме № 23/16 по Хавской улице. При храме существовало духовное училище.



В храме служил тогда известный старообрядческий священник о. Исаакий Носов. Первая угроза закрытия нависла над Тихвинским храмом в 1924 году, когда в Моссовет обратились активисты Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передачи ее помещения под столовую для рабочих фабрики. Организации завода буровых инструментов "Арматреста", положившие глаз на здание храма Тихвинской общины, обратилась с просьбой закрыть церковь и передать ее под "красный уголок" завода. Мособлисполком и Президиум Моссовета вынесли окончательный приговор храму.



И в феврале 1930 года был составлен акт о закрытии Тихвинской церкви. Община еще некоторое время собиралась в близлежащих домах, а потом растворилась в других гонимых старообрядческих общинах. То имущество, которое не конфисковали ранее, пропало.



После закрытия под размещение заводского "красного уголка" здание Тихвинской церкви сменило в течение нескольких десятков лет ряд владельцев. В 1967 году внутри был склад скобяных изделий. К зданию постоянно подъезжали небольшие грузовики, из которых выгружали ящики с гвоздями и прочими изделиями. Впоследствии здание было внесено в реестр постановки на госохрану и внешне было приведено в порядок. К концу 80-х годов в здании храма размещалась столовая, которая в конце 1991 года была приватизирована и ее помещение продано Москомимуществом в собственность акционерному обществу "Ладья". В стенах храма был устроен гриль-бар, ставший через какое-то время "испанским рестораном". Церковь внутри была разделена на два этажа. Православная общественность неоднократно устраивала пикеты и молебны у стен храма, протестуя против его осквернения.



В 1996 году, с благословения старообрядческого Митрополита Московского и всея Руси Алимпия, Тихвинская старообрядческая община была возрождена, и ее возглавил потомственный старообрядец Андрей Сергеевич Пряхин. Члены общины начали нелегкую борьбу за возвращение храма. Москомимущество не возвращает здание общине, так как в этом случае ему придется выкупать здание у нынешних владельцев для возвращения исконным владельцам, но и не торопится давать отказ, так как в таком случае община может добиться возвращения храма через суд. В 1997 году община была вынуждена обратиться к правительству Российской Федерации. Вице-премьер Олег Сысуев, к которому попало это обращение, переправил его мэру Москвы Юрию Лужкову, который в свою очередь перенаправил его Москомимуществу.



Тем временем в московских кругах духовенства РПЦ МП начал ходить миф о том, что здание Тихвинского храма якобы уже давно возвращено старообрядцам и последние сами сдают его в аренду ресторану с целью наживы. Параллельно стало распространяться лукавое обвинение старообрядцев в "бездействии" в деле возвращения храма, звучавшее по радиостанции "Радонеж", явно не стыкующееся с первым ("арендой").



Впрочем, при издании постановления о поэтапной передаче "культовых сооружений" религиозным организациям РПЦ МП не подала заявки на старообрядческий храм. На тот момент утеряли время и старообрядцы, которым предъявили выкупить храм за 2 миллиона долларов.



В 2004 г. началась реставрация храма. Летом в старообрядческом храме втихую начались некие работы, оштукатурены стены, завезены новые медные купола, складированные до поры до времени во дворе. Около храма ходили некие люди, одетые в рясы и похожие на иноков. Не раз появлялся среди работавших некий священник РПЦ МП, которого именовали "отец Стефан", а также некие "монахи из-под Пскова". Помощь в финансировании реставрационных работ оказывал "Фонд поддержки частного бизнеса".



На вопросы старообрядцев в РПЦ МП отвечали, что Московская епархия отказалась брать храм. Тогда пошли слухи, что здание отнятого незаконно старообрядческого храма было решено превратить в "музей" царя Николая II и пострадавших от большевицких преследований. Все попытки договориться далее не имели успеха.



Вопрос о передаче храма старообрядцам неоднократно поднимался на различных уровнях, в том числе и на встрече Митрополита Андриана с митрополитом Кириллом (Гундяевым) в 2004 г. Митрополит Кирилл заверил Митрополита Андриана в том, что РПЦ МП на храм не претендует, а нынешний собственник не желает обсуждать судьбу здания с ОВЦС.



По неподтвержденным до конца данным, собственник здания собирался открыть в храме подворье Екатеринбургской епархии РПЦ МП и организовать экспозицию, посвящённую царю Николаю II. А старообрядцам он заявлял: "Вы должны быть мне благодарны, что там не ресторан".



(Материал взят с портала «Наше кредо», относительно его достоверности я ничего сказать не могу. Храм почти восстановлен, но кому он принадлежит и что в нем будет, я не знаю).

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
7alisali
May. 5th, 2018 09:18 am (UTC)
да уж... ресторан в церкви... это нечто(((((((
а храм очень красивый!
спасибо за такую экскурсию)))
raven_yellow
May. 5th, 2018 10:16 am (UTC)
Спасибо, что заглянули! Ресторан еще не худший вариант, в Казанском соборе на Красной площади был туалет для трудящихся.
(no subject) - ein_arzt - May. 5th, 2018 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - May. 5th, 2018 02:55 pm (UTC) - Expand
alkopona
May. 5th, 2018 09:21 am (UTC)
Какая разница кому? Главное восстановили
raven_yellow
May. 5th, 2018 10:16 am (UTC)
В общем, да. Внутрь я все равно не захожу, а снаружи с удовольствием любуюсь.
ruslanviktorov
May. 5th, 2018 09:27 am (UTC)
Красивый, с интересными деталями
raven_yellow
May. 5th, 2018 10:18 am (UTC)
Да, очень красивый, хотя с лубочностью, на мой взгляд, немного переборщили. Старообрядцы бы сделали все так, как было, а эрпэцэшники любят, чтобы поярче.
oleghmel
May. 5th, 2018 09:29 am (UTC)
Не понял как москомимущество вернёт, если они его в 1991 продали? Это надо через суд отменять приватизацию, выплачивать компенсации владельцу. Кстати кто сейчас владелец?
raven_yellow
May. 5th, 2018 10:20 am (UTC)
Мне не удалось выяснить, кто владелец, вся информация в Сети устаревшая, табличек нет, а храм еще закрыт. Может, старообрядцы подскажут, если заглянут.
Про закон и суд я немного не в теме, но очевидно, что независимо от того, кто прав, РПЦ процесс всегда выиграет, а старообрядцы проиграют.
(no subject) - oleghmel - May. 5th, 2018 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - May. 5th, 2018 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleghmel - May. 6th, 2018 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - May. 6th, 2018 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yarowind - May. 5th, 2018 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mu_pankratov - May. 5th, 2018 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yarowind - May. 5th, 2018 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - May. 5th, 2018 02:59 pm (UTC) - Expand
vesta_neo
May. 5th, 2018 01:30 pm (UTC)
Что-то я сомневаюсь, что двуглавую птичку на дверь старообрядцы бы вырезали. И с декоративностью да, некоторый перебор есть. Вот эти латунные "кружевца", например, явно уже совсем лишние. Слушай, а изразцы-то на ней родные или тоже новодел?
raven_yellow
May. 5th, 2018 03:01 pm (UTC)
Да, коллеги уже написали, что церковь эрпэцэ теперь принадлежит. С орлом ты права.
Изразцы явный новодел, и судя по всему, они закрыли старинные изразцы.
vladimirdar
May. 5th, 2018 01:49 pm (UTC)
Красивый храм! А чего ты жаловался, что куцик плохо снимает с приближением, по мне так прекрасные фото крупным планом)
raven_yellow
May. 5th, 2018 03:02 pm (UTC)
Спасибо, Володя! Да, он снимает так очень хорошо, но если бы на кресте сидела птица, и я захотел бы ее приблизить крупным планом, ничего бы не вышло.
(no subject) - vladimirdar - May. 5th, 2018 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - May. 5th, 2018 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vladimirdar - May. 5th, 2018 03:55 pm (UTC) - Expand
lica_alica
May. 5th, 2018 02:31 pm (UTC)
Читала и думала, что за эти годы вопрос как-то решился, а оно вон чего...
raven_yellow
May. 5th, 2018 03:00 pm (UTC)
Храм-то восстановили, но, как написали выше, он эрпэцэшный теперь.
(no subject) - lica_alica - May. 5th, 2018 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - May. 5th, 2018 03:35 pm (UTC) - Expand
karyatyda
May. 5th, 2018 05:35 pm (UTC)
Отец Стефан - это не тот, что в Троице-Лыкове территорийку без спросу огородил в двухтысячных? Интересно...
raven_yellow
May. 5th, 2018 05:57 pm (UTC)
Интересно, но вряд ли мы узнаем, этот Стефан, или другой браток с таким же именем.
В результате частичного слияния трёх эгрегоров: путинского, уголовного и православного, появились такие выдающиеся персонажи, что их только в зоопарке показывать.
(no subject) - karyatyda - May. 5th, 2018 06:12 pm (UTC) - Expand
nataliamish
May. 8th, 2018 10:07 am (UTC)
Спасибо за информацию. Познавательно!
Это ещё цветочки. В Калининграде и области не только кирхи, но практически все замки переданы РПЦ!

Edited at 2018-05-08 10:11 am (UTC)
raven_yellow
May. 8th, 2018 10:22 am (UTC)
Этого я не знал! Но не удивительно, они себя ведут приблизительно так же, как и их хозяева - сейчас все отжать по максимуму, а дальше хоть трава не расти. Это ненадолго.
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

Жёлтый ворон
raven_yellow
Алексей

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com