?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что такое Единоверие? По определению первого единоверческого епископа Симона Охтенского (Шлеева), «Единоверие есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью. Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».



В середине XIX века в Московской епархии было несколько крупных поселений старообрядцев, в Москве – это например: Рогожская и Преображенская слободы. И святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, прилагал немалые усилия, чтобы присоединить старообрядцев к Православной Церкви на правилах единоверия. Особое внимание он уделял созданию единоверческих приходов в местах расселения старообрядцев.



Единоверческие монастыри, по мысли Филарета, должны были создаваться именно в местах наибольшего распространения старообрядцев. И первый миссионерский монастырь с такими задачами был создан в Гуслицах (сегодня это Орехово-Зуевский район Московской области) – это Гуслицкий Спасо-Преображенский миссионерский мужской монастырь. Он начал создаваться в 1858-м году именно как единоверческий монастырь, но со временем в нём был изменён устав и он перестал быть единоверческим, хотя продолжал оставаться миссионерским.



Второй подобный монастырь был открыт в 1862 году и расположился за Рогожской заставой в Москве – это Всехсвятский единоверческий женский монастырь (закрыт в 1922, разрушен в 1934). А третьим единоверческим монастырём стал Московский Никольский единоверческий монастырь.



Территориально монастырь был устроен за Камер-Коллежским валом (до начала XX века на самой окраине – у границы города Москва). Изначально обитель зародилась на месте бывшего мужского двора федосеевской старообрядческой общины. Никольский единоверческий мужской монастырь открыт по представлению митрополита Московского Филарета в 1866 г.



Преображенское кладбище возникло в 1771 г. во время чумы. Одним из главных организаторов его был дворовый человек князей Голицыных старообрядец Илья Алексеевич Ковылин. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы.



У Преображенского кладбища стали после этого селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни. Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам.



Здесь находилась Федосеевекая беспоповская контора. В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране. В 1806 г. была построена женская обитель, также обнесенная каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская.



Для ограничения действий старообрядцев Николай I повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь. Потом по воле Александра II все обитатели мужского двора были переселены на женский двор, а мужской двор отдан под Никольский единоверческий монастырь.



Этому монастырю впоследствии А.И. Хлудов пожертвовал богатую библиотеку из древлеписаных и старопечатных книг. Библиотека помещается в устроенном для нее теплом помещении.



Автор ансамбля Преображенского кладбища — архитектор Федор Кириллович Соколов. На мужском дворе, впоследствии ставшем Никольским единоверческим монастырем, им были выстроены: Успенская церковь в 1784 г., больничный корпус в 1798 г., надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм в 1805 - 1808 гг.



Никольский единоверческий монастырь открыт по Высочайшему указу и по представлению митрополита Московского Филарета вследствие перехода в православие из старообрядчества трех епископов - Онуфрия, Пафнутия, Сергия, иеромонаха Иоасафа, архидиакона Филарета и двух иеродиаконов.



Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 г.; в ней множество летописных рукописей, греческих и славянских, старопечатных книг богослужебных, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера.



В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 г. на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора.



Иконы в Успенском храме были древние, писанные до Никона. Имеются редчайшие образцы писем греческих, строгановских, новгородских, московских и. др. Имеются иконы, писанные Андреем Рублевым, П.Чириным, писанные по заказу царей. С точки зрения иконописи этот храм был богатейшим в России.



Вообще, все иконы в монастыре — XIV, XV, XVI и XVII веков. Даже вверху стены украшены не живописью, а вставленными в скульптурные рамы иконами. В приделе св. Николая все иконы — из иконостаса бывшей домашней моленной предков семьи Гучковых, перешедших в единоверие во время каких-то притеснений старообрядцев со стороны правительства — причем один из предков не переменил своих убеждений и предпочел уйти в Сибирь.



Монастырь закрыт в начале 1920-х гг. Библиотека Хлудова передана в Библиотеку им. Ленина, иконы — в Государственный Исторический музей. Такая же судьба была у собрания Егора Егоровича Егорова, подаренного им в начале XX в. Преображенскому богаделенному дому.



После закрытия монастыря, по словам одного из старообрядцев, занимающих ныне часть Никольской церкви, единоверцев из нее «выгнали». Успенская (Никольская) церковь принадлежала впоследствии обновленцам, которые продали половину ее старообрядцам новопоморского согласия. Ныне она поделена пополам между старообрядцами и православными.



Отношение к этому монастырю у меня сложилось среднее. Его нельзя сравнить с великолепным Рогожским старообрядческим центром, от которого я просто пришел в восторг. А этот монастырь маленький, требующий больших доработок, и находится в шумном суетливом месте. Опять же количество нищих слишком велико.



Но выпечка у них превосходна. У ворот продают пирожки со всевозможными фруктовыми и ягодными начинками. Я купил на пробу три - с яблоками, вишней и ежевикой, и уже потом очень пожалел, что не купил двадцать, такие они оказались вкусные.



То же самое и с напитками. Я купил маленький квас и морс, а надо было купить все, или хотя бы каждого по большой баклажке.



Я не очень разбираюсь в этой теме, и всю информацию взял из Сети. В случае обнаружения любых ляпов я с радостью их исправлю.

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Богородице-Рождественский монастырь
Высоко-Петровский монастырь
Высоцкий монастырь в Серпухове
Давидова Вознесенская пустынь
Донской монастырь
Единоверческий храмовый комплекс в Михайловской Слободе
Зачатьевский монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Крутицкое подворье
Марфо-Мариинская обитель
Николо-Перервинский монастырь
Николо-Угрешский монастырь
Никольский единоверческий монастырь
Новоалексеевский монастырь
Новоспасский монастырь
Покровский Хотьков монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь
Свято-Екатерининский монастырь
Свято-Пафнутьев боровский монастырь
Симонов новый монастырь
Симонов старый монастырь
Сретенский монастырь
Храмовый комплекс в Старом Косине
Центр РПСЦ на Рогожском

Comments

tornado_84
Oct. 5th, 2015 01:30 pm (UTC)
Что такое единоверие?
Реформы Никона привели к расколу. Поскольку епископов у старообрядцев довольно быстро не стало, то негде было брать и священников. Нет священника - нет литургии, нет венчания. Часть старообрядческих общин вовсе отказалась от священства, часть принимала беглых попов из официальной церкви. Кого-то переманивали (убеждением или посулами безбедной жизни), иные священники бежали сами - проштрафится (совершит какой-нибудь проступок, за который епископ запрещает ему служить) и уходит к старообрядцам. Таковые старообрядческие общины называли беглопоповскими (при этом большинство старообрядческих общин были беспоповскими). Всякий учет над такими вольными людьми был крайне затруднен - старообрядцы действовали в подполье или прятались по лесам, не признавали и ни во грош не ставили царскую власть и официальную церковь. Многие уходили за границу. Позднее даже их этническая самоидентификация поменялась, они не признавали себя русскими, так и говорили: "Мы староверы, не то что мужичьё".
Выход из этой ситуации власти виделся таким: старообрядцы признают царя и синод, им ставятся епископы и священники и дозволяется сохранить старые книги и обряды, таким образом старообрядцы переходят на легальное положение. Как обычно, на бумаге проект выглядел красиво, но дело почти не пошло. Епископов единоверцам не поставили, проклятия соборов 17 века со старообрядцев не сняли. В единоверие перешла лишь малая толика - в основном те, кто жили в городах, имели дело и собственность (купцы, мещане) и потому желали легализации.
А в 1846 году староверы-беглопоповцы переманили к себе сараевского митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи) - греческого православного епископа из турецкого вилайята Босния-Герцеговина. Тот быстро поставил других епископов, часть из них прибыла в Россию. Проблема собственного священства для бывших беглопоповцев была снята.
raven_yellow
Oct. 5th, 2015 01:37 pm (UTC)
Спасибо, это интересно! Я многого не знал, например, про беглопоповцев и беспоповцев. Надо, надо мне подтянуть эту тему. На днях даже "Раскол" пересмотрел, уже на новом витке понимания...
alexzgr1970
May. 16th, 2016 09:12 am (UTC)
Единоверие это между РПЦ и другими старобрядцами.

Profile

Жёлтый ворон
raven_yellow
Алексей

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com