Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Category:

Юрий Наумов. Несколько воспоминаний

"Мама, бесповоротно, всё, что смогли, всё попрали.
И твой сын, как упрямый баран, стучится в ворота,
Ключи от которых давно у него отобрали.
Мама, я здесь, что бы тебе там ни врали." (Ю.Наумов)


После разговора о музыке с Сергеем Варшавчиком мне захотелось написать пару строк о Юре Наумове. Так сложилось, что я довольно неплохо знал этого человека лично.



Сразу поясню: 9-ти струнная гитара, на которой он играет, это не какая-то особенная, а изначально была 12-струнной гитарой, с которой сняли три дополнительные басовые струны. Пропуская такую гитару через всякого рода сэмплеры можно добиться довольно необычных эффектов. Наумов не первый придумал такой строй, как мне известно, многие знаменитые блюзисты, такие как Джерри Гарсия или Джимми Пейдж активно использовали 9-ти струнку. Но Наумов был первый в России, кто не просто играл на такой гитаре, а под каждую свою вещь использовал разный звуковой строй. Другими словами, перед исполнением новой песни он гитару всегда перестраивал.

С появлением видео секреты большинства гитаристов канули в прошлое, ну посмотрел много раз по видео на его руки, как он пальцы держит, и сыграл точно так же. Но если гитара каждый раз настраивается по особому, это невозможно. Поэтому повторить Наумова так никто и не смог.
Он всегда был невероятно придирчив к каждой ноте. Игорь Чумычкин, бывший гитарист Алисы, мир праху его, помогал Наумову в записи первых трех альбомов. Однажды он мне пожаловался: "Работать с Наумовым может только мазохист! По сорок раз переигрываем одно и то же, а ему все не нравится." На вопрос Чумычкина, как же надо играть, тот отвечал: "Да не знаю я, как! Правильно надо играть, и все. Не звучит у нас". Каждую свою вещь Наумов отрабатывал сотни и сотни раз, меняя варианты. Останавливался на одном, "правильном". В его творчестве никогда не было никаких импровизаций, не знаю, правда, хорошо ли это.

На фото ниже мы видим Юрия Наумова, Игоря Чумычкина (Чума) - гитариста Алисы, и Андрея Королёва (Маугли) - клавишника Алисы. Фото сделано у меня дома. Какие все молодые! Наумов эмигрировал, Чума выбросился из окна, Маугли стал священником и живёт в Белгороде, а я здесь. Такие вот разные судьбы.

"Бери легче, бэйби, бери веселей,
Они калечат, бэйби, нам, похоже, не уцелеть,
Никто не вечен, бэйби,
Хотя они жмут на все тормоза.
Вот будет встреча, бэйби,
Когда мы все возвратимся назад!" (Ю.Наумов)



Известен такой случай. В 1991 году великий Роберт Фрипп пригласил Наумова в один из своих проектов. Несмотря на острую нехватку денег тот наотрез отказался: "Не буду на подтанцовке даже у самого Фриппа. Я - музыкант!" Такой вот человек.
Его гитарными кумирами всегда были Питер Грин и особенно Джимми Пейдж, гитарист Лед Зеппелин. Наумов даже внешне очень похож на Пейджа.
Стиль его игры очень мрачен, он давит. Поэтому на концертах он всегда чередовал самые свои тяжелые вещи с остальными. Однажды мы уговорили его составить концерт из самых сильных "черных" блюзов. Он согласился, но сказал: "Я-то привык, а вы смотрите". После трех-четырех вещей мы сами попросили его устроить перекур. И эта его жуткая манера - исполняет какую-то песню, и уставится тебе в глаза своими огромными черными демоническими зенками - сидишь и обмираешь.
Энергетика на его концертах, особенно квартирных, была колоссальна. Он просил не хлопать, как обычно, а помолчать после каждой песни. Чем дольше молчание, тем сильнее зацепило. На его концертах нельзя было курить, пить, про травку я и не говорю, и он всегда запрещал себя записывать и фотографировать. (Я, правда, все равно записывал).
Никаких дебильных интервью. Мы всегда хохотали, когда ему задавали вопросы типа: "Юрий, а в чем смысл Жизни?" Он отвечал: "А хрен его знает. Ты меня-то почему спрашиваешь? Я не философ". На вопрос: "О чем вы поете?" отвечал так: "Понятия не имею. Что пришло в голову, то и пою. Главное, чтобы музыке соответствовало". Разбирать его тексты по полочкам нельзя, разве что отдельные строчки.

"А Солнце плыло, и палило огнем из обреза,
Сжигая пергамент лица.
Я шел вслед за Солнцем, от трезвого мира отрезан.
Я - пьяница Радуги на фиолетовом срезе.
Безумью не будет конца." (Ю.Наумов)




На Наумове учились и вышли в Большой Мир такие знаменитые музыканты, как Сергей Калугин, Кирилл Комаров, Олег Дегтярев, Михаил Башаков, Константан Арбенин, Зимовье зверей.
Когда Юрий приехал в Питер из Новосибирска, его очень плохо приняли. То ли питерский снобизм сыграл роль, то ли побоялись, что на его фоне сами померкнут. Единственно, кто стали его друзьями, это Кинчев и Башлачёв. А вот когда он переехал в Москву, тут мы его с распростертыми объятиями приняли. В Москве он пишет свои лучшие вещи и знакомится с Аней Карлик, своей будущей женой. Жили они у нее на Проспекте Мира. В 1990 они эмигрировали сначала в Израиль, затем в США. В Штатах он живет за счет жены, иногда поигрывает в клубах для эмигрантов, но успехом не пользуется. С моей точки зрения, его бегство из России было колоссальной ошибкой. Ни одной стоящей вещи он за рубежом написать не смог. И уже видимо не сможет.
В России бывает два раза в год - в конце осени, и в конце апреля, перед своим днём рождения, который 3-го мая. Играет обычно в Москве, в ЦДХ. Три дня подряд собрать полный зал у него ни разу не получилось.
С тех пор, как он уехал из России, я больше ни разу его не видел.

"Начало распада
Молекулы рая на атомы ада, мама...
Причина паденья -
Ты помнишь, я вывихнул крылья
Во время рожденья, мама?
Так чем увенчалась пролитая мною любовь?
Родные лица, чужие сердца.
Петербург был концом всех начал,
Нью-Йорк стал началом конца...
Но, эй! Кто утолит мою боль?
Эй! Кто вытрет мне слезы с лица?
И кто споет об одинокой судьбе,
Которую сломала
Вечность, что, однажды став беременной,
Породила ощущенье времени, безумного времени...
Его бы хватило на многих,
И все-таки как его мало!
Конец скольженья
Хруст в небе,
И в теле - сработал закон торможенья.
Включился всемирный закон торможенья." (Ю.Наумов)


Юрий, если ты когда-нибудь прочитаешь этот пост, ты меня наверняка вспомнишь. Как не вспомнить человека, который устраивал тебе где-то половину концертов и почти все квартирники? Знаешь, что я хочу тебе сказать? Пошёл ты в задницу.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 81 comments