Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Category:

Первая киностудия в Москве

Первая киностудия в Москве появилась в здании подворья Саввино-Сторожевского монастыря на Тверской улице. В дореволюционные времена первые этажи дома занимали разные конторы, в том числе Саввинское архиерейское представительство, редакции и магазины, а на верхних этажах жили послушники монастыря. Но большая часть помещений сдавалась внаем, как в обычном доходном доме.



Одним из арендаторов стала киностудия Александра Ханжонкова («Торговый дом Ханжонкова»). Бывший казачий подъесаул, известный предприниматель Александр Ханжонков открыл свой торговый дом «Ханжонков и Ко» «с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов» в доме Савинского подворья.



Далее пришел успех - до лета 1907 г. прокатная контора переросла в полноценную компанию, где был организован собственный кинозал, а также киноателье с павильоном для съемок. В подвале оборудовали кинолабораторию для монтажа и организации русскоязычных титров к зарубежным лентам (что давало неоспоримое преимущество перед конкурентами). Вход в подвал располагался в небольшое белой пристройке, на фото же слева.



Затем Ханжонков приступил к производству собственных лент. Ханжонков выпустил картину «Драма в таборе подмосковных цыган», снятую с настоящими цыганами, в настоящем таборе. Но картина провалилась, в прокате прошла всего лишь три дня. Все упиралось в актеров: вживую артистичные цыгане боялись камеры и то и дело старались в нее смотреть. А среди настоящих актеров театра сниматься в кино тогда пока еще считалось низким и недостойным, почти позором.



Ханжонков не отчаялся и решил создать полноценный кинопавильон, но с этим возникла трудность - сам павильон планировался между Саввинским подворьем и домом архиерея, а архиерей был противником кино, хотя не видел ни одного фильма. Он считал кинематограф делом греховным, бесовским, и разрешения не давал.



После долгих и сложных уговоров архиерею решили показать кино, но тот поставил условие: в зале будет только он, Ханжонков, и киномеханик. Для показа выбрали детскую программу: съёмки с парохода «Нил ночью» и английский фильм «Чёрная красавица», где разбойники похищают ребёнка, а домашний пёс отвязывает хозяйскую лошадку, и животные вместе спасают дитя. Монах видел кино в первый раз в жизни и заплакал.



Ханжонков писал: «Почтенный старец ... был совершенно потрясен и все бормотал что-то непонятное. Когда сеанс был окончен, он со слезами на глазах воскликнул: «До чего Господь может умудрить человека!» И благословил строительство.



Итог ясен - павильон был полностью готов летом 1909 г. Но кинопроизводитель пошел дальше и арендовал участок в Сокольниках, где были сняты известные картины «Ермак - покоритель Сибири», «Боярин Орша», «Русалка» и др. В 1910 г. кинолаборатория переехала на участок в Крылатском, где были отсняты фильмы по русской литературной классике: «Пиковая дама», «Идиот». По количеству выпущенных картин студия Ханжонкова догнала лидера рынка французскую фирму «Братья Пате».



Особо следует сказать о беспрецедентном полнометражном историко-документальном фильме «Оборона Севастополя». Фильм был большими тиражами раскуплен практически всеми фирмами Европы. Ленту снимали по разрешению государя Николая II, премьерный показ состоялся в Ливадийском дворце. Картина произвела столь сильное впечатление на императора, что по окончании сеанса он подарил Ханжонкову бриллиантовый перстень со своей руки. В том же году Александр был удостоен ордена святого Станислава 2-й степени - «за исключительно полезные труды на поприще отечественной кинематографии».



Он открыл прогремевших потом на всю империю актеров - Веру Холодную, Ивана Мозжухина, Витольда Полонского и других. В классических кинопремьерах, снятых на его кинопроизводстве, снимались артисты театра К. Станиславского, который был поклонником деятельности Ханжонкова. В его фильмах снимался певец Ф. Шаляпин, а А. Вертинский, посетивший Ханжонкова в его ялтинском доме незадолго до революции, преклонив колено, спел ему свой любимый романс.



Tags: Саввинское, Тверская, Ханжонков, киностудия, подворье, самые-самые
Subscribe

  • Легенды московского Манежа

    2 декабря 1962 года московский манеж стал самой знаменитой точкой Москвы. Здесь собралась огромная толпа. Все хотели лично видеть картины, которые…

  • Надгробие Владимира Высоцкого

    Могила Владимира Высоцкого на Ваганьково очень натуралистичная. Памятник установили в 1985 году, к пятилетию со дня смерти. Но вот ведь какая штука,…

  • Надгробие блаженного Корейши

    Иван Яковлевич Корейша — русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве прозорливого, прорицателя и блаженного, но не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Легенды московского Манежа

    2 декабря 1962 года московский манеж стал самой знаменитой точкой Москвы. Здесь собралась огромная толпа. Все хотели лично видеть картины, которые…

  • Надгробие Владимира Высоцкого

    Могила Владимира Высоцкого на Ваганьково очень натуралистичная. Памятник установили в 1985 году, к пятилетию со дня смерти. Но вот ведь какая штука,…

  • Надгробие блаженного Корейши

    Иван Яковлевич Корейша — русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве прозорливого, прорицателя и блаженного, но не…