
Одним из арендаторов стала киностудия Александра Ханжонкова («Торговый дом Ханжонкова»). Бывший казачий подъесаул, известный предприниматель Александр Ханжонков открыл свой торговый дом «Ханжонков и Ко» «с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов» в доме Савинского подворья.

Далее пришел успех - до лета 1907 г. прокатная контора переросла в полноценную компанию, где был организован собственный кинозал, а также киноателье с павильоном для съемок. В подвале оборудовали кинолабораторию для монтажа и организации русскоязычных титров к зарубежным лентам (что давало неоспоримое преимущество перед конкурентами). Вход в подвал располагался в небольшое белой пристройке, на фото же слева.

Затем Ханжонков приступил к производству собственных лент. Ханжонков выпустил картину «Драма в таборе подмосковных цыган», снятую с настоящими цыганами, в настоящем таборе. Но картина провалилась, в прокате прошла всего лишь три дня. Все упиралось в актеров: вживую артистичные цыгане боялись камеры и то и дело старались в нее смотреть. А среди настоящих актеров театра сниматься в кино тогда пока еще считалось низким и недостойным, почти позором.

Ханжонков не отчаялся и решил создать полноценный кинопавильон, но с этим возникла трудность - сам павильон планировался между Саввинским подворьем и домом архиерея, а архиерей был противником кино, хотя не видел ни одного фильма. Он считал кинематограф делом греховным, бесовским, и разрешения не давал.

После долгих и сложных уговоров архиерею решили показать кино, но тот поставил условие: в зале будет только он, Ханжонков, и киномеханик. Для показа выбрали детскую программу: съёмки с парохода «Нил ночью» и английский фильм «Чёрная красавица», где разбойники похищают ребёнка, а домашний пёс отвязывает хозяйскую лошадку, и животные вместе спасают дитя. Монах видел кино в первый раз в жизни и заплакал.

Ханжонков писал: «Почтенный старец ... был совершенно потрясен и все бормотал что-то непонятное. Когда сеанс был окончен, он со слезами на глазах воскликнул: «До чего Господь может умудрить человека!» И благословил строительство.

Итог ясен - павильон был полностью готов летом 1909 г. Но кинопроизводитель пошел дальше и арендовал участок в Сокольниках, где были сняты известные картины «Ермак - покоритель Сибири», «Боярин Орша», «Русалка» и др. В 1910 г. кинолаборатория переехала на участок в Крылатском, где были отсняты фильмы по русской литературной классике: «Пиковая дама», «Идиот». По количеству выпущенных картин студия Ханжонкова догнала лидера рынка французскую фирму «Братья Пате».

Особо следует сказать о беспрецедентном полнометражном историко-документальном фильме «Оборона Севастополя». Фильм был большими тиражами раскуплен практически всеми фирмами Европы. Ленту снимали по разрешению государя Николая II, премьерный показ состоялся в Ливадийском дворце. Картина произвела столь сильное впечатление на императора, что по окончании сеанса он подарил Ханжонкову бриллиантовый перстень со своей руки. В том же году Александр был удостоен ордена святого Станислава 2-й степени - «за исключительно полезные труды на поприще отечественной кинематографии».

Он открыл прогремевших потом на всю империю актеров - Веру Холодную, Ивана Мозжухина, Витольда Полонского и других. В классических кинопремьерах, снятых на его кинопроизводстве, снимались артисты театра К. Станиславского, который был поклонником деятельности Ханжонкова. В его фильмах снимался певец Ф. Шаляпин, а А. Вертинский, посетивший Ханжонкова в его ялтинском доме незадолго до революции, преклонив колено, спел ему свой любимый романс.


← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →