Но отель (бывшая гостиница «Советская») здесь только с 1951-го года, а раньше здание занимал ресторан «Яръ». В 1910 году по поручению его хозяина Алексея Акимовича Судакова архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Внутри были устроены Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты. Ресторан стал очень популярным среди московской элиты, и по роскоши и изысканности кухни безусловно мог считаться заведением номер один во всей Москве.
Сам ресторан «Яръ» появился намного раньше. В 1825-ом году в Москву в поисках счастья и денег из Франции приехал оборотистый человек, купец, ресторатор и повар, по имени Транкиль Ярд. Сразу после Нового года он открывает на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана заведение с названием «Ярд». Впоследствии последняя буква в названии как-то отпала, и ресторан стал называться «Яр». Этот ресторан мы видим на картинке ниже, второй дом слева.
Газета «Московские ведомости» сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах». Сейчас это здание выглядит так.
«Яръ» сразу стал очень популярным среди московской публики, и в частности, его завсегдатаем был А.С. Пушкин. Самым любимым блюдом поэта был сладкий суп с ревенем. В своих «Дорожных жалобах» поэт пишет:
«Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?»
А. И. Герцен в книге «Былое и думы» описывает этот ресторан так: «У меня был золотой и у Огарева около того же. Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали ouha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные…».
В 1848-ом году «Яръ» был выселен с Кузнецкого моста. По одной из версий, произошло это потому, что у Яра пели цыгане, и властям показалось, что это «повреждает нравы». Ресторан переехал в увеселительный сад «Эрмитаж». Но не в современный сад «Эрмитаж» на Петровке, а в старый на Божедомке.
В 1836 году «Яръ» снова переехал, уже за заставу, и открылся в Петровском парке — в деревянном одноэтажном здании возле Петербургского шоссе (ныне Ленинградский проспект, д. 32). В 1871 году хозяином ресторана стал московский купец Ф. И. Аксёнов. Владимир Гиляровский писал: «Яр содержал Аксенов, толстый бритый человек, весьма удачно прозванный "Апельсином"».
За заставой цыганам петь разрешалось, и «Яръ» становится центром цыганского пения. В конце XIX — начале XX в. в «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова, здесь пели знаменитые цыганские певицы — Олимпиада Николаевна Фёдорова (Пиша), а позднее — Варвара Васильевна Панина (Васильева). Лев Толстой специально приходил послушать цыган у Яра, и это нашло отражение в его пьесе «Живой труп».
«Соколовский хор у Яра
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!
Лошадей, брат, не жалей…»
Ни «Яръ», ни цыгане ничего от этого переселения не потеряли. Популярность места только росла, отдаленность нового «Яра» никого не смущала. Каждый вечер богатые купцы и дворяне мчались к ресторану на рысаках, и у ямщиков такие заказы считались очень прибыльными. Во-первых, пассажиры щедро платили извозчикам, во-вторых, ресторан бесплатно выдавал их лошадям сено. А в 1890-х мимо «Яра» стала проходить и трамвайная линия.
При Аксёнове здание перестроилось и превратилось в настоящий дворец. Тогда здесь был открыт Зимний сад, появился фонтан, газовое освещение, огромный зал на 250 мест, здесь работал симфонический оркестр, и помимо цыганского хора, выступал русский хор, и почему-то датский хор.
Ресторан стал очень популярным среди российской элиты. В числе посетителей «Яра» были: Григорий Распутин, Савва Морозов, адвокат Фёдор Плевако, Антон Чехов, Александр Куприн, Максим Горький, Фёдор Шаляпин, Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов.
А золотая молодежь и особенно купцы устраивали в «Яре» невероятные бесшабашные кутежи и оргии. Одна такая оргия описана в рассказе Николая Лескова «Чертогон». Там потрясенный отрок вспоминает, как дядя и его сотоварищи вели в ресторане осаду цыганок, державших оборону возле фонтана в Зимнем саду. Наконец цыганки были пойманы, расцелованы, каждой была засунута за корсаж сторублевая ассигнация, после чего женщины были отпущены с миром.
Подгулявшие купцы любили играть «в аквариум»: стоявший в зале рояль наполняли шампанским и «пускали» туда рыб – только не живых, а масляных сардин из банки. Эта традиция осталась в ресторане и при следующем владельце. А еще купцы ради забавы били посуду. Хитрый Аксенов решил обратить подобные хулиганства себе в выгоду: он установил своего рода прейскурант, согласно которому каждый подобный проступок карался в ресторане денежным штрафом. Вымазать лицо официанту, запустить бутылкой в зеркало, кидаться тарелками – все это стоило немалых денег. И это не смотря на то, что все имущество ресторана было застраховано. А веселящиеся офицеры любили порой шашкой пальмы посрубать. Весёлое место было!
В 1887 году новым владельцем «Яра» стал Алексей Судаков, который когда-то служил официантом в этом же ресторане. Здесь появились два шикарных зала, которые украшали живые тропические растения и благоухающие розы, привезенные прямо из Ниццы, был построен гараж. В зале стояли широкие бассейны, в которых плескались рыбы самых разных сортов. Любой посетитель мог выбрать себе рыбину, причем, перед тем, как сотрудник ресторана уносил ее на кухню, «клиент» вырезал из жабры кусочек. Когда приготовленное блюдо подавали, посетитель прикладывал недостающий кусок, проверяя, действительно ли это именно та самая рыба.
«Яръ» был поистине дорогим, элитным местом. По воспоминаниям современников, завтрак здесь был по стоимости равен обозу зерна. А курица гриль стоила, как месячная зарплата рядового москвича – и это не считая гарнира. За божественный и неповторимый вкус яровских бифштексов, трюфелей, цыплят, куропаток и лещей на пару богатые гурманы были готовы тратить любые деньги, не раздумывая.
К 1911 году у ресторана появилась собственная электростанция, во все помещения провели водяное отопление, на территории пробурили артезианскую скважину. Двор ресторана был окружен искусственной скалой, сооруженной из гипса, с мостиками, беседками и водопадом. На тот момент «Яръ» мог вместить тысячу человек.
Цыганские хоры, выступавшие в «Яре», были знамениты не только на всю Москву – слухи о них распространились и за ее пределами. В ресторане выступали целые династии потомственных певцов и музыкантов – Панины, Шишкины, Лебедевы. Послушать цыган специально приходили И. Тургенев, А. Островский, А. Фет, композитор Михаил Глинка. Даже Ференц Лист во время своих гастролей по России посетил концерт в «Яре».
Примечательно, что эти выступления были организованы очень профессионально и были не просто фоном для подвыпивших едоков, а именно культурными концертами. В обоих залах ресторана располагались сцены. Каждая из них была хорошо видна из любого места в зале.
Любил погулять в ресторане и Савва Тимофеевич Морозов. Как-то зимой, ещё до перестройки ресторана, подъехал он к любимому заведению, а попасть в него не может — ресторан снят «на откуп» (сейчас бы сказали: «банкетное обслуживание»). Самого Морозова и не пускают! Такое пренебрежение к своей персоне Савва Тимофеевич снести не мог. Набрав каких-то босяков, велел им стену ресторана ломать, чтобы на тройке внутрь и въехать. Ни на какие уговоры не поддавался. О полиции и речи быть не могло – постоянный посетитель! Только с помощью красавицы-цыганки из хора удалось уговорить его сменить гнев на милость и отбыть восвояси. Возможно это только легенда. Но красивая! (с)
Позднее сюда, помимо цыган, стали приглашать и другие национальные хоры, исполнителей шансона и даже артистов цирка и варьете. Во время таких концертов посетители-толстосумы практиковали такую забаву: в хрустальную вазу бросали драгоценности, а потом, по мере ее опустошения, дарили их своим спутницам или певицам – в знак благодарности.
После революции ресторан, естественно, закрыли, а Судаков был арестован. Но с этим огромным зданием надо было что-то сделать. Здесь разместили: кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, с 1925 года — кинотехникум, с 1930 года — ВГИК. В 1939 году здание было перестроено под клуб. С конца 1930-х годов здесь размещался Центральный дом ГВФ (Клуб лётчиков), в годы Великой Отечественной войны — клуб ВВС.
В 1951-ом году лично Сталин распорядился открыть в этом помещении гостиницу. Гостиница и ресторан стали фактически правительственными учреждениями, здесь устраивались пышные приемы, банкеты, здесь принимали высоких зарубежных гостей и Сталин, и Хрущев. Ресторан назвали, как и гостиницу – «Советский», а обслуживать он стал номенклатурных работников и партийную верхушку.
В «Советском» обедали Индира Ганди, Маргарет Тэтчер, Конрад Аденауэр, Жан-Поль Бельмондо, и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Высоцкий с Мариной Влади. А в Белом зале бывшего «Яра» с 1960-х годов размещается знаменитый цыганский театр «Ромэн», единственный в мире цыганский театр.
В конце прошлого века первоначальное название ресторану вернули, но тот, легендарный «Яръ» остался лишь в воспоминаниях и легендах, стихах и рассказах, как и ушедшая дореволюционная эпоха.
Информация взята из передач Павла Любимцева и статей москвоведов Анны Беловой и Алексея Дедушкина. Фото без моих логотипов взяты из Сети.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →