Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Category:

Памятник сидящему Гоголю

В 1909 году на Гоголевском бульваре установили памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреева и архитектора Федора Шехтеля. В день открытия, 26 апреля, публики собралось так много, что в близлежащих домах сдали все комнаты с видом на бульвар, а из-за давки 40 человек упали в обморок. К этому событию М.М. Ипполитов-Иванов написал «Гоголевскую кантату». В общем, ничего не предвещало беды.



Но когда с памятника сдернули пелену, по толпе прокатился вздох, и воцарилась гробовая тишина — зрители не были готовы к такому Гоголю. Графиня П.С. Уварова, возглавлявшая Московское археологическое общество, даже готова была заплатить 12 000 рублей тому, кто избавит Москву от памятника Гоголю работы Андреева.



3 марта 1927 года около памятника Гоголю состоялся митинг революционных писателей. Обсуждали, нужен ли Гоголь советским людям, или пора его выбросить на свалку истории? Присутствовавший Михаил Булгаков побледнел и сжал кулаки: «Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет». Возможно, так родился замысел романа «Мастер и Маргарита».



В работе над памятником Андреев перечитал всего Гоголя, изучил всю его переписку, встретился с современниками писателя, которых застал в живых. Поэтому скульптор изобразил Гоголя в период душевного кризиса — утратившим веру в творчество, опустошенным до отчаяния. Писатель предстал погруженным в скорбные размышления, а скульптор подчеркнул это сгорбленной позой, опущенными плечами, склоненной головой и складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело.



В 1917 году в памятник Гоголю попала пуля. Выбоину зацементировали, но след остался. Его до сих пор видно над одним из барельефов, в самом низу точно по центру между Бобчинским и Добчинским.



«Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Н.А. Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства» – сказал Илья Репин, один из немногих поддержавших скульптуру.



Памятник Андреева простоял на бульваре 42 года. В 1951 году его увезли в Донской монастырь. В то время обитель стала прибежищем многих памятников, неугодных коммунистической власти. А в 1959 году памятник Гоголю установили во дворе бывшей усадьбы графа А.П. Толстого на Никитском бульваре — в доме, где писатель провел последние 4 года жизни и сжег второй том «Мертвых душ».



Давайте подробно рассмотрим все персонажи на барельефах. Я не нашел в Сети точной информации о них, а та крохи, которые мне попались, кое где друг другу противоречат. Поэтому возможны ошибки, на своей версии я не настаиваю.



На фасадной композиции изображены персонажи «Ревизора». Слева направо: Хлестаков привстал на цыпочки и самозабвенно врет. Перед ним застыл Городничий с женой и дочкой, далее, скорее всего, Бобчинский и Добчинский.



За ними — шеренга чиновников, среди первых трех должны быть Ляпкин-Тяпкин, Земляника и Шпекин, но кто из них кто, судить не берусь. Потом, судя по всему, Хлопов с супругой, далее – полицейский.



На фризе слева от писателя — образы героев «Миргорода» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Слева направо: Кум и Дьяк, Солоха и Чуб, Оксана и Вакула.



Между ногами Солохи и Чуба приютился черт.



В центре изображен Тарас Бульба, рядом с ним его сыновья Остап и Андрий. Далее Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, за ними «старосветские помещики» Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна.



Барельеф, расположенный с тыльной стороны постамента, изображает героев «Петербургских повестей». Фигуры заднего плана едва намечены рельефом, они как бы растворяются в петербургском тумане, в свете тусклых фонарей проспекта. Слева направо: Незнакомка и поручик Пирогов из «Невского проспекта».



Далее Чартков из «Портрета» с картиной под мышкой. За ним идут: энергично жестикулирующий, в театральной позе Поприщин из «Записок сумасшедшего» и кутающийся в плащ Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели».



На фризе справа – персонажи «Мертвых душ». Слева направо: Чичиков расшаркивается с Ноздревым (?), за ними Собакевич, затем видимо губернатор с супругой, но тут я не уверен.



Далее, скорее всего, Манилов, Петрушка и Селифан, и в конце наверно Капитан Копейкин, Коробочка и Плюшкин.

Tags: Андреев, Гоголь, Никитский, Шехтель, изваяние, памятник, скульптура, статуя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →