?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Усадьба «Братцево»

Усадьба Строгановых «Братцево» расположена на вершине древнего живописного холма, круто обрывающегося к самой долине реки Сходни. Рядом с усадьбой, в излучине реки находится памятник природы, так называемый «Сходненский ковш» («сходненская чаша») — гигантская впадина неясного происхождения глубиной 40 м., по одной из версий возникшая благодаря падению в древности огромного метеорита.



Старинное селение Братцево располагалось в нескольких ста метрах к северу за храмом Покрова Пресвятой Богородицы, над глубоким оврагом, по дну которого протекает крохотная речушка Братовка, впадающая в реку Сходню. Само село исчезло с карт Москвы сравнительно недавно. Оно было снесено при строительстве в 1980 году крупнейшей в Москве детской больницы, рассчитанной на тысячу мест, которая известна тем, что её посетила летом 1995 года английская принцесса Диана.



Усадьба находится по Светлогорскому проезду, а место, где стояло село — по улице Героев-Панфиловцев, между ними лежит улица Саломеи Нерис, ведущая к мосту через Сходню. 2 июня 2000 года здесь разбился на вертолёте известный врач-офтальмолог Святослав Фёдоров. Об этом трагическом событии свидетельствует поставленная недалеко от этого места золотоглавая часовня.



Первое документальное упоминание о деревне Братцево содержится в духовной грамоте их владельца Данилы Григорьевича Квашнина-Фомина, потомка известного сподвижника великого князя Ивана Калиты киевского боярина Нестора Рябца, из рода которого вышли Тушины. Этому роду принадлежали многие земли на Северо-Западе Москвы. В 1565 г. он завещал свое имение жене, а в случае ее смерти велел отпустить на волю всех холопов и земли отдать Троице-Сергиеву монастырю. Согласно завещанию его вдовы в 1569 г. имение ненадолго перешло во владение монастыря.



В 1572 г. Братцево выкупил для своих нужд дядька Бориса Годунова боярин Дмитрий Иванович Годунов, который имел большое положение при дворе и много содействовал приближению к царскому двору своего венценосного племянника. Но после его смерти сам пал в немилость и был казнён. Имение запустело, перешло в государственную казну, и было приписано в Дворцовое ведомство.



В «смутное время» дворцовая волость Братцево была разорена и сожжена польско-литовскими интервентами во главе с Лжедмитрием, чей лагерь располагался в соседнем Тушине, а в 1619 году пустошь Братцево отдана служивому человеку царя Михаила Фёдоровича дьяку Александру Иванову.



В 1657 году Братцево перешло в руки крупного чиновника, военачальника и царедворца эпохи Алексея Михайловича, боярина Богдана Матвеевича Хитрово, входящего в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича. Этот Хитрово известен тем, что основал новые города Симбирск и Корсунь. При нём Братцево возрождается как усадьба и строится храм Покрова Пресвятой Богородицы.



Очередной владелец, Александр Сергеевич Строганов, слыл одним из богатейших жителей России. Про него даже возникла специальная пословица: «Богаче Строганова все равно не будешь». А Екатерина Великая о нем отзывалась так: «Вот человек, который тщетно старается разорить себя и никак не преуспевает в этом.»



С именем графа Строганова связаны самые яркие страницы истории усадьбы Братцево. Богатство Строгановых было огромным, графу принадлежали десятки тысяч крепостных, а его соляные заводы давали ежегодно до 1,5 млн. пудов соли. О хлебосольстве А.С. Строганова ходили легенды. Его балы, маскарады и пышные приемы в петербургском дворце, выстроенном архитектором Ф.Б. Растрелли, надолго остались в памяти потомства.



Именно с именами графа А.С. Строганова и крепостного архитектора А.Н. Воронихина (автора Казанского собора в Петербурге), которого легенда называет незаконнорожденным сыном графа от его крепостной крестьянки, связано создание чудесной усадьбы в подмосковном Братцеве с её господским домом, хозяйственными постройками и каменной беседкой-ротондой "Миловидой".



Являлся ли архитектор незаконнорожденным сыном самого графа Строганова или нет, доподлинно не известно. Но по каким-то неизвестным причинам граф похоронен вместе со своим архитектором на Лазаревском кладбище Санкт-Петербурга.



Братцевская усадьба построена А.Н. Воронихиным в начале XIX века. Историки считают, что строительство нового каменного дома велось сразу после Отечественной войны 1812 года.



Фаворитом у Екатерины II состоял в то время молодой 25-летний красавец Иван Николаевич Римский-Корсаков. Императрица говорила, что он достоин того, чтобы все поэты должны были бы воспевать его красоту, а живописцы и скульпторы - брать его как модель для своих произведений.



В 1779 г. И.Н. Римский-Корсаков, познакомившись с графиней Е.П. Строгановой, старшей его 10-ю годами, влюбился и был награжден взаимностью. Граф тяжело переживал измену супруги, но отнесся к жене снисходительно: развелся с нею, предоставив ей для жительства дом в Москве и подмосковное имение Братцево. То есть, имение Братцево служило неким свадебным подарком-откупом графа А.С. Строганова его бывшей жене, уличённой графом в измене.



Здесь, в Братцеве, графиня Е.П. Строганова и И.Н.Римский-Корсаков прожили долгий век. Московский высший свет, где у графини было много родственников, довольно благосклонно отнесся к нарушителям морального кодекса. Но дети от незаконного брака не могли получить ни фамилию отца, ни дворянских прав. Однако Павел I дал им фамилию Ладомирских и дворянское достоинство.



Придворные любили пересказывать историю о том, как Римский-Корсаков решил собрать себе библиотеку и, не желая утруждаться самому, послал за букинистом. Тот начал расспрашивать - какая, дескать, будет тема и направленность нового книжного собрания? А новоявленный библиофил ему отвечал: «Об этом я уже не забочусь, это ваше дело; внизу должны стоять большие книги, и чем выше, тем меньше - точно так, как у императрицы».



В 1828 г. И.Н. Римский-Корсаков передал Братцево по дарственной своему сыну, полковнику Василию Николаевичу Ладомирскому. После его смерти вдова отдала село своему отчиму, полковнику А. П. Кологривову. Тёща господина Кологривова вошла в русскую литературную классику - именно о Прасковье Юрьевне (правда, на всякий случай переименованной в Татьяну Юрьевну) упоминает грибоедовский Молчалин в "Горе от ума".



«Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам...
Как обходительна! Добра! Мила! Проста!
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до Поста,
И летом праздники на даче.»



Впрочем, главным достижением Прасковьи Юрьевны считались вовсе не балы, а настоящий полет на воздушном шаре. Остатки этого летательного аппарата долго еще сохранялись как реликвия в Остафьеве, рядышком с которым приземлилась храбрая воздухоплавательница. В грибоедовские времена такой поступок почитался настоящим героизмом.



В 1866 г. Братцево посетил выдающийся русский художник Иван Иванович Шишкин. Здешние хорошо узнаваемые места он запечатлел в картине "Полдень. Окрестности Москвы. Братцево". Но внимание художника привлекли не красоты усадьбы, а пейзаж просторного поля и образы крестьян, возвращающихся с работы по проселочной дороге под палящими лучами летнего солнца.



При последнем владельце Братцева, князе Николае Сергеевиче Щербатове, в окрестностях братцевской барской усадьбы сдавалось в аренду множество дач, построенных с таким комфортом, что в них можно было проводить не только летний, но и зимний сезон, проведён водопровод с артезианской водой, устроено телефонное сообщение с Москвой, появилась начальная школа, а по соседству с селом обосновался кирпичный завод княгини А.А. Оболенской.



После революции усадьба часто меняла хозяев: сначала в главном усадебном доме бывшей усадьбы Братцево был дом отдыха Реввоенсовета, а потом жили рабочие-строители. На базе служебных и хозяйственных построек усадьбы был создан совхоз Реввоенсовета. Осенью 1924 г. он был передан вновь учрежденному Всесоюзному институту прикладной ботаники и новых культур.



В последующие годы Братцево оказалось отрезанным от Москвы существующей лишь на карте улицей Саломеи Нерис с одним единственным двухэтажным домом 30-х годов. Затем в Братцево находился рабочий посёлок, дом отдыха работников сцены, дом творчества, пансионат. Примыкающие к Братцеву земли до недавнего прошлого активно использовались дачниками и огородниками.



Переход Братцева в состав Москвы в 1960 г. и строительство нового микрорайона Москвы поблизости усадьбы не принес существенных перемен. Парк и усадьба оказались в тяжелом положении, а их судьба мало беспокоит как администрацию района, так и посетителей.



Современное неважное состояние усадьбы связано с постройкой нового столичного микрорайона на месте старого рабочего посёлка с домами 30-50-х годов прошлого века, исказившего до неузнаваемости территорию усадьбы, и коттеджной застройкой бывшей территории Братцева. Но работы по реставрации архитектурно-паркового ведутся, правда, очень медленно.



На мой взгляд, этой усадьбе очень не повезло. Несмотря на то, что Братцево имеет такую длинную историю, напрямую связанную с историей Москвы, усадьба не особо известна даже многим москвичам, и плохо сохранилась. Тем не менее, здесь снято множество фильмов, о которых я расскажу в следующем посте.



(Часть текста взята из статьи О.Мосина «История старинной усадьбы» с сайта «Тушинский хомяк»)

Усадьба Братцево в кинематографе

Другие усадьбы и парки:

Усадьба Абрамцево
Усадьба Алтуфьево
Усадьба Архангельское
Усадьба Большие Вяземы
Усадьба Боблово
Усадьба Братцево
Усадьба Валуево
Усадьба Дубровицы
Усадьба Захарово
Усадьба Знаменское-Губайлово
Усадьба Кусково
Усадьба Ленинские Горки
Усадьба Люблино
Усадьба Мелихово
Усадьба Мураново
Усадьба Остафьево
Усадьба Свиблово
Усадьба Середниково
Усадьба Тараканово
Усадьба Узкое
Усадьба Усачёвых-Найдёновых
Усадьба Ховрино (Грачёвка)
Усадьба Шахматово
Усадьба Ярополец-Гончаровых
Музей-заповедник Коломенское
Музей-заповедник Царицыно
Александровский сад
Екатерининский парк
Лефортовский парк
Нескучный сад
Парк искусств Музеон
ЦПКиО имени Горького

Comments

( 74 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
matilda_i_ja
Feb. 16th, 2016 10:50 am (UTC)
Премилое название - Тушинский хомяк!
А усадьба роскошная. Опять же - могла стать брендом микрорайона и туристической привлекательностью. Но, правильно сказал, нет дела тому, кто по должности б должен...
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 11:10 am (UTC)
Да, здесь могло бы быть намного лучше. Дай Бог, чтобы дальше не стала разваливаться. А что сейчас внутри, я не знаю.
Мы подошли ко входу, вдруг из дверей главного дома выходит... хм... лицо кавказской национальности, почему-то в трусах и направляется к мангалу рядом, где жарятся шашлыки. И вдруг говорит нам: "Тут занято! Ми отдихаем тут". Мы говорим, мол, не нужны нам ваши шашлыки. "Как ни нужни, слушай? Ти их пробовал? Ел? Супир шашлики, вкусна!"
Вот чего он там внутри делал?
(no subject) - matilda_i_ja - Feb. 16th, 2016 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 16th, 2016 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_i_ja - Feb. 16th, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - rushim - Feb. 17th, 2016 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_i_ja - Feb. 17th, 2016 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 17th, 2016 08:04 pm (UTC) - Expand
orion4
Feb. 16th, 2016 11:00 am (UTC)
Красивая усадьба,и парк вполне себе:)
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 11:12 am (UTC)
Эх, это бы всё до ума довести, но видимо в Москве на это денег нету. А парк мы не успели посмотреть, дождь ливанул, и мы уехали. Я даже толком не знаю, где эта беседка находится знаменитая, "Миловида".
(no subject) - orion4 - Feb. 16th, 2016 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 16th, 2016 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - orion4 - Feb. 16th, 2016 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 16th, 2016 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - orion4 - Feb. 16th, 2016 11:57 am (UTC) - Expand
antiguo_hidalgo
Feb. 16th, 2016 11:07 am (UTC)
/Именно с именами графа А.С. Строганова и крепостного архитектора А.Н. Воронихина /

А.С.Строганов с 1800 года был президентом Академии художеств. А архитектор А.Воронихин был еще и художником.Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву.

В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии Художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург).

«Вид Строгановской дачи».А.Н.Воронихин,/1797г/, (Русский музей, Санкт-Петербург).





Edited at 2016-02-16 11:08 am (UTC)
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 11:17 am (UTC)
Да, огромного таланта был человек. Строгановскую дачу я не видел, дворец Строганова в Питере не помню, но Казанский собор один стоит того, чтобы считаться достопримечательностью мирового уровня. Это ж надо так вписать его в Невский проспект, чтобы и вход, и алтарь располагались по нужным частям света, а колоннада воспринималась как фасад.
doc_chaev
Feb. 16th, 2016 11:22 am (UTC)
Интересное место, но добираться наверное не просто.
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 11:27 am (UTC)
Находится далеко, это да, но на машине совсем просто. Поворот со МКАДа на Саломею Нерис, и сразу будет усадьба. Но метро там рядом никакого нету, это точно.
severov
Feb. 16th, 2016 11:26 am (UTC)
В конце 70-х Братцево было главным Тушинским горнолыжным местом.
Без подъёмника, пешочком наверх, под интеллигентские разговоры :-)
Там и сейчас катаются, но в основном на ватрушках.


raven_yellow
Feb. 16th, 2016 11:41 am (UTC)
Да, Паш, ты же когда-то жил тут недалеко. Как же, прекрасно помню! И, судя по фото, ты здесь катался. Было бы странно не использовать такую огромную горку, но переться назад, в горку пешком... Бррр... Но я тут зимой не был, только летом.
frau_kam
Feb. 16th, 2016 12:06 pm (UTC)
Жаль, что такое место не получает должного внимания властей. Чудесная усадьба, столько интереснейших историй с ней связано, я и не знала.
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 12:20 pm (UTC)
Вряд ли власти не знают, в каком состоянии эта усадьба. Скорее всего, просто никак не решат, что с ней делать, или ищут самые добрые, надёжные, частные руки, чтобы побольше с них поиметь. Другого объяснения у меня нет, ведь усадьба совсем маленькая, и восстановить её можно быстро и не дорого.
cr2
Feb. 16th, 2016 12:11 pm (UTC)
Я когда давным-давно писал про Братцево, так и назвал пост "Неизвестная усадьба Москвы"))
Вообще да,согласен со всеми выводами. Да ещё и добираться неудобно. Разве что на трамвае, который почти к усадьбе приходит.

Спасибо за прекрасный обзор!

Внутрь дома пускают? Не знал)
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 12:22 pm (UTC)
Спасибо на добром слове! Нет-нет, внутрь не пускают (или тогда не пускали), но дверь открыта, вы можете забежать и сделать пару снимков, потом выгонят. Но там и снимать нечего, кроме потолков, ничего нету и идёт видимо вечный ремонт.
А не дадите мне ссылку на пост "Неизвестная усадьба Москвы"? А то я чего-то поиском найти не могу, а любопытно глянуть, что тут было давным-давно.
(no subject) - cr2 - Feb. 17th, 2016 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 17th, 2016 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - cr2 - Feb. 17th, 2016 10:44 am (UTC) - Expand
ruslanviktorov
Feb. 16th, 2016 01:37 pm (UTC)
Деревянное здание понравилось, а почему ты удали предыдущий пост?
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 01:45 pm (UTC)
Только деревянное? Ну да, здания жёлтого цвета в стиле классицизма или ампира. Они действительно очень похожи, и чтобы отличить такие усадьбы друг от друга, надо помнить какие-то отличительные черты. Увы, следующие две усадьбы будут похожи на эту, других нет.
Почему удалил, а ты не видел, что там ночью было? Набежали боты, видимо подростки, давай меня учить Родину любить, угрожать, проклинать, одного забанишь, сразу два новых появляются. Ночью. Фантастика. В общем, надоело чистить, и я тему снёс, времени было на них жалко. Тем более, тема была не по нашей главной тематике, а так, никакая.
(no subject) - ruslanviktorov - Feb. 16th, 2016 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - townsman - Feb. 16th, 2016 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 16th, 2016 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - townsman - Feb. 16th, 2016 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 16th, 2016 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vagant - Feb. 16th, 2016 09:53 pm (UTC) - Expand
townsman
Feb. 16th, 2016 05:07 pm (UTC)
Вот и ещё одна новая для меня усадьба.
Спасибо, Алексей!
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 05:30 pm (UTC)
Не был здесь? Побывать тут неплохо, но усадьба в плохом состоянии. Да и больно уж далеко. Ее лучше совместить с чем-то еще по дороге.
(no subject) - townsman - Feb. 16th, 2016 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 16th, 2016 06:02 pm (UTC) - Expand
lipilin2010
Feb. 16th, 2016 09:38 pm (UTC)
Красиво, спасибо!
raven_yellow
Feb. 16th, 2016 09:45 pm (UTC)
Спасибо большое!
vagant
Feb. 16th, 2016 09:52 pm (UTC)
Не знал о такой усадьбе! Теперь знаю!)
raven_yellow
Feb. 17th, 2016 04:49 am (UTC)
Вот и прекрасно! Еще одно место для посещения! И мой список таких же мест с каждым днем полнится. Но эта усадьба из тех, что посещать одним визитом только ее не стоит, лучше совместить с чем-то, чтобы она оказалась по дороге.
lutik_sun
Feb. 17th, 2016 09:03 am (UTC)
Записала в книжечку :) Спасибо за новое! Пошла читать про фильмы. снятые тут :)
raven_yellow
Feb. 17th, 2016 09:06 am (UTC)
И для Вас новое? Ой, как я рад! Если мы обмениваемся новыми интересными местами, значит, вся эта виртуальная компания не напрасна и полностью себя оправдывает!
(no subject) - lutik_sun - Feb. 17th, 2016 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 17th, 2016 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - lutik_sun - Feb. 17th, 2016 09:43 am (UTC) - Expand
off_topus
Feb. 17th, 2016 09:56 am (UTC)
В этой усадьбе был дом отдыха. Сейчас я так понимаю, что ресторан с номерами. На сайте выглядит красиво, но мы с женой когда проходили мимо тоже наткнулись на кавказцев.
Похоже там бордель.
http://stroganov-estate.ru/
raven_yellow
Feb. 17th, 2016 11:28 am (UTC)
Вот оно что. Ресторан с номерами. Оплата почасовая. Очень похоже на правду! А мне и в голову такое не пришло.
(no subject) - off_topus - Feb. 17th, 2016 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - raven_yellow - Feb. 17th, 2016 12:16 pm (UTC) - Expand
vladimirdar
Feb. 17th, 2016 01:13 pm (UTC)
Шикарная усадьба, с историей...) надо будет заехать как нибудь сюда.
..
raven_yellow
Feb. 17th, 2016 01:31 pm (UTC)
Спасибо, Владимир! Честно говоря, мне эгоистично хочется, чтобы кто-то другой сюда заехал и рассказал, есть ли в усадьбе изменения. А то она находится от меня на противоположном конце Москвы, а ехать смотреть на то же самое не очень интересно...
wla_mensh
Feb. 17th, 2016 03:36 pm (UTC)
А я рядышком, в Митине живу. Часто проезжаю мимо. Летом сквозь зелень видна ротонда, красиво!
Добраться сюда очень просто. Можно от Сходненской на троллейбусе, можно на 267-м автобусе. Со стороны Митина дольше, но тоже вполне реально. Приезжайте!
raven_yellow
Feb. 17th, 2016 03:54 pm (UTC)
Большое спасибо за информацию о проезде, они наверняка кому-то пригодится. Я бы не смог ответить на вопрос - как добраться в Братцево общественным транспортом. Приедем, конечно, еще, и другие тоже приедут.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 74 comments — Leave a comment )

Profile

Жёлтый ворон
raven_yellow
Алексей

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com