?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Литературным консультантом режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов приглашают вдову Булгакова Елену Сергеевну. Они были знакомы ещё до работы над фильмом. Это она дала им прочесть полную рукопись пьесы. И, в конечном итоге, именно она заразила идеей перенести её на экран. Причём, когда началась работа над сценарием, она вела себя с ними очень странно.



Когда нужно было добавить какую-то сцену, придумать эпизод, она просила время подумать. А потом приезжала или звонила со словами: «Можете делать так, как вы предложили, Булгакову этот вариант нравится». Иногда говорила: «Михаил Афанасьевич в целом одобряет то, что вы делаете, но просит добавить несколько деталей».



Они переделывали, и действительно получалось в духе Булгакова. И именно Елена Булгакова внесла в фильм сцену с гробовщиком.



Несмотря на булгаковское покровительство, всё равно у киногруппы было множество проблем, связанных с производством фильма. Иногда ситуация доводила соавторов до отчаяния. Когда все разрешения были даны и все документы о запуске фильма были подписаны, оставался нерешённым только один, но самый главный вопрос: на что снимать? Выделять для большой двухсерийной ленты импортную пленку — слишком накладно, а отечественная в последнее время вся приходила бракованная.



Наконец было принято решение снимать фильм на отечественной широкоформатной плёнке. Оператор фильма «Бег» Леван Пааташвили прекрасно понимал, что если в 35-миллиметровом формате можно рассчитывать на то, что фабричные погрешности плёнки не будут заметны, то при удвоенной ширине 70-миллиметрового негатива скрыть их невозможно.



Каждый раз с замиранием сердца они открывали коробку с плёнкой, которую привозили из проявочного цеха и на удивление весь материал оказывался качественным. Более того, ни разу не было случая операторского брака. Весь Мосфильм удивлялся этому, как чуду. Это и было настоящее чудо. Правда, когда об этом рассказывали Елене Булгаковой, она в ответ только загадочно улыбалась.



Когда по Мосфильму разнёсся слух, что Алов и Наумов запускаются с Булгаковым, среди актёров начались нешуточные волнения — совсем недавно вся интеллигенция прочитала «Мастера и Маргариту», Булгаков был культовой фигурой. О том, чтобы работать с его произведениями никто даже не помышлял. А тут — двухсерийная эпопея! Для каждого актёра попасть даже не на съёмки — на пробы — становилось знаковым событием. Первым делом для съёмочной группы фильма был устроен закрытый просмотр запрещённого в СССР фильма «Доктор Живаго». Чтобы каждый артист проникся в историческую атмосферу гражданской войны. Две серии фильма — это два разных мира. Один — это конец былой России.



Вторая серия — это «Чужбина». Новые страны, новые деньги, новые одежды — каждый эмигрант решает для себя жуткую головоломку про жизнь вне родины. Про судьбу вне истоков.



Кстати, «Мосфильм», на котором снимался фильм, организовывался в ноябре 1923 года не на пустом месте. Он создавался на базе двух национализированных кинофабрик Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева. Оба они покинули свою Родину в 1920 году после разгрома армии Врангеля. Более того, оба они эмигрировали в Европу через Константинополь, как это сделали герои булгаковской пьесы «Бег».



Но как в картине решить тему эмигрантской безысходности? В финале «Бега», отданном в 1928 году во МХАТ, генерал Хлудов вместе с Серафимой Корзухиной и Голубковым возвращался в Россию. В 1937 году Булгаков отчасти переделал своё произведение. Теперь в финале Хлудов, оставшись в Константинополе, пускал себе пулю в лоб.



Советских чиновников такой финал не устроил. Они попросили убрать из сценария всё, что может вызвать сочувствие к этому персонажу. И тогда в конце фильма появилась вот эта одинокая фигура, окружённая бродячими собаками, которая никогда не найдёт своего пристанища. И от этого история о судьбе русских эмигрантов только выиграла, получив ещё одну новую пронзительную краску.



Не получилось снять в Турции Константинополь, который теперь называется Стамбул, куда бегут из России главные герои пьесы. Соглашение на съёмки с турецкими дипломатами требовало слишком много времени. И тогда в древний город превратился болгарский Пловдиев. А чтобы сделать несколько реальных планов Стамбула, оператору достали туристическую путевку в Турцию, и он снимал подпольно, без штатива на ручную камеру и, кстати, на разряженный аккумулятор.



Зато Париж был настоящий! И настоящий Михаил Ульянов шёл по французской столице в настоящих кальсонах! И надо же — вокруг никто и вида не подал. Ведь Париж всегда было трудно чем-нибудь удивить.



А саму карточную игру оставили для Москвы, для павильонных съёмок. Но каждому артисту был нужен особый подход. Евгений Евстигнеев больше любил импровизацию. Для него долго репетировать было скучно, он угасал, сцена проседала. А Михаил Ульянов наоборот должен был наработать свою роль, постепенно наполняя жизнью и деталями. Алов и Наумов придумали для этой ситуации такой ход: красивая ассистентка уводила Евстигнеева в гримерку, поила его кофе и развлекала приятным общением, а они репетировали с Ульяновым. Когда Михаил Александрович был готов, звали Евстигнеева.



Но откуда создателям ленты было знать, что эта сцена очень скоро перенесётся в их жизнь, с легкой руки Булгакова скоро поможет им с выходом картины на экраны. А помощь им понадобится в самое ближайшее время! Сразу же после первого показа «Бега». Режиссёров даже в Москве в тот день не было. Им позвонили и рассказали про скандал, который устроил председатель Госкино: «Белые у них страдают! А Чарнота вообще положительный герой! Вызывает к себе любовь, когда должен вызывать ненависть! А Хлудов не должен вызывать сочувствия!»



Расклеенные было по городу афиши распорядились снять. Премьеру отменили. Наумов вместе с Ульяновым бросились в самолёт спасать фильм. Вдруг к ним подходит стюардесса и просит пройти в первый салон, где летели члены политбюро. После короткого знакомства артисту и режиссёру предложили сыграть в домино. Владимир Наумов выбрал игру «американка» и предложил сыграть на желание. В результате Ульянов и Наумов обыграли партийцев. А желанием у них стало — премьера фильма «Бег». То есть всё произошло, как в самом фильме, как будто Булгаков подкинул им на выручку один из своих сюжетов.



Надо сказать, что после съёмок «Бега», поверив в свои хорошие отношения с Булгаковым, Владимир Наумов решил ставить «Мастера и Маргариту». И ночью у него было видение недавно умершей Елены Сергеевны Булгаковой, которая ему передала пожелание Михаила Афанасьевича не ставить роман. Более того, она предупредила, что у других режиссёров из постановки «Мастера и Маргариты» не выйдет ничего хорошего.



Материал взят с сайта «Планета Коб». Все картинки взяты из Сети

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
lj_frank_bot
Jun. 4th, 2019 07:03 am (UTC)
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Кино.

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ
juliya_lambert
Jun. 4th, 2019 07:08 am (UTC)
Булгаков вообще тот еще был парень.Это я точно поняла, после просмотра его спектакля Зойкина квартира)
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:19 am (UTC)
А я чего-то Зойкину квартиру подзабыл, надо будет перечитать!
amarok_man
Jun. 4th, 2019 07:21 am (UTC)
А Елена Сергеевна была той самой "Маргаритой" для своего Мастера
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:21 am (UTC)
Безусловно! Даже историю их любви и высокопоставленного бывшего ее мужа Булгаков взял из жизни.
swbkka
Jun. 4th, 2019 07:32 am (UTC)
Булгаков мистик, реальный.
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:22 am (UTC)
Безусловно!
ryska_zelenogr
Jun. 4th, 2019 07:37 am (UTC)
Фильм для меня во многом был потрясением. Больше всего впечатлилась Хлудовым в исполнении Дворжецкого
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:25 am (UTC)
Дворжецкий великолепен, едва ли это не самая его сильная роль. Навсегда запоминается.
(no subject) - ryska_zelenogr - Jun. 4th, 2019 11:41 am (UTC) - Expand
labana
Jun. 4th, 2019 07:44 am (UTC)

Ох,  спасибо за пост.
Я вижу вы очень неравнодушны к Булгакову и его произведениям.
Знаете, читая сейчас ваш пост и увидев предпоследнее фото, я вздрогнула - это Мастер и Маргарита! Наконец образы в моей голове совпали с увиденным. Вы часто выкладываете фотосессии к этому роману. Ничего и близкого нет к этому фото. Я даже не сразу поняла, что это Булгаков с женой. Я увидела Мастера и Маргариту. Потрясающе..
А по поводу пауз, которые делала Елена Сергеевна, прежде чем ответить режиссерам,  то в начале прошлого века были модны спиритические сеансы. Я думаю, Елена Сергеевна их проводила, обращаясь к мужу. Интересно, почему Булгаков был против постановки МиМ..

raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:33 am (UTC)
Насчет Мастера и Маргариты в точку, пожалуй, самое верное изображение героев романа оказалось именно на фотографии! По поводу спиритического сеанса трудно что-то сказать точно, это далеко не единственный способ общения с тонким миром. Скорее, общение происходит не с его духом, а с так называемым "эгрегором", или коллективным сознанием поклонников Булгакова. Вернадский обозвал его "ноосферой".
alkopona
Jun. 4th, 2019 08:08 am (UTC)
Последнее фото с нашего мюзикла по Мастеру, на нем я был))
Ну а про съемки интересно
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:35 am (UTC)
Так это мюзикл! Я и подумал, что для обычной театральной постановки выглядит слишком опереточно. Спасибо, Слав!
sambriella
Jun. 4th, 2019 08:17 am (UTC)
спасибо.
Глубокий материал, захватывает с первой фразы. Жизнь Булгакова была полна мистики, а жена его
обладала колдовскими чарами .И поддерживала у окружающих это мнение о себе. Её фразы:
" Булгакову этот вариант нравится» или «Михаил Афанасьевич в целом одобряет то, что вы делаете, но просит добавить несколько деталей», говорят о многом. О неразрывной связи с автором, даже после смерти и глубоком погружении в его творчество.

raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:40 am (UTC)
Re: спасибо.
Спасибо большое! Мне подумалось, что кроме всего прочего это еще и прекрасный пример так называемого "слияния половинчатых душ", когда двое мыслят как бы одним разумом. Довольно редкое явление.
Re: спасибо. - sambriella - Jun. 4th, 2019 11:30 am (UTC) - Expand
orion4
Jun. 4th, 2019 08:46 am (UTC)
Мой любимый фильм!
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:44 am (UTC)
И мой тоже! Вот ведь снимали! А сейчас все вроде так же, а байда байдой. Посмотрел эту новую "Белую гвардию", лучше бы и не смотрел.
(no subject) - orion4 - Jun. 4th, 2019 09:55 am (UTC) - Expand
vesta_neo
Jun. 4th, 2019 09:15 am (UTC)
Всегда удивлялась, как это "Бег" в те времена ухитрились снять и выпустить в прокат. А оно вон как, оказывается...
А Дворжецкий, конечно, совершенно фантастичен.
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 09:48 am (UTC)
Потрясающий артист, один из самых любимых. Я только в этом году узнал, что он похоронен в десятке метрах от моей мамы, оказывается просто я никогда до его могилы не доходил, она чуть дальше.
ruslanviktorov
Jun. 4th, 2019 10:19 am (UTC)
Булгаков и Мистика это знак =, постоянно с его произведениями что-то творится.
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 10:33 am (UTC)
Действительно, это факт, который никакими многочисленными фейками не объяснить.
aborigenarbata
Jun. 4th, 2019 10:38 am (UTC)
Алексей, я уже привык к глубоким, широко охватывающим исторический пласт постам, и этот рассказ один из многих подобного уровня.
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 10:50 am (UTC)
Спасибо большое, Саша! Такие посты и создавать большое удовольствие.
7alisali
Jun. 4th, 2019 12:40 pm (UTC)
замечательно, что этому фильму суждено было состоятся... оно и чувствуется, что Мастер его "благословил" если так можно выразиться...
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 12:42 pm (UTC)
Один из лучших наших фильмов!
vladimirdar
Jun. 4th, 2019 01:49 pm (UTC)
Любопытно! Замечательный насыщенный материал, брат! С удовольствием прочитал!
Не знал про сон Наумова с покойной Еленой Булгаковой и предупреждение о неодобрении покойным же Булгаковым снимать "Мастера и Маргариту")

Хороший материал ты откопал ( это я о ссылке), может и использую его тоже о мистике булгаковского Мастера и Маргариты... Интересно там о "мистике» коллективного бессознательного" вещают)

Edited at 2019-06-04 01:51 pm (UTC)
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 01:55 pm (UTC)
Спасибо, брат! Мастера и Маргариту я уже заложил следующей темой, но в крайнем случае отменю, чтобы не пересекаться, ничего страшного. Но это "коллективное сознание" я тоже обратил внимание, даже пару раз перечитал, такое ощущение, что автор слышал звон, но смешал все свои знания в одну кучу, и получился какой-то детский сад. А сделай про это пост, будет много непонимания или куча вопросов и возражений.
(no subject) - vladimirdar - Jun. 4th, 2019 02:27 pm (UTC) - Expand
warsh
Jun. 4th, 2019 02:23 pm (UTC)
Да, читал сие.
raven_yellow
Jun. 4th, 2019 04:46 pm (UTC)
Не сомневаюсь!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 47 comments — Leave a comment )

Profile

Жёлтый ворон
raven_yellow
Алексей

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com