Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Category:

Как появился фильм «Покровские ворота»

В 1982-ом году всесильному председателю Гостелерадио Сергею Лапину принесли на отсмотр телефильм. Тогда его название обозначало лишь центровой московский топоним, а больше ничего.



Сергей Лапин был человеком двойственной натуры. С одной стороны, в телецентре до сих пор вспоминают его удивительную способность по памяти страницами читать русскую поэзию, и какую – Мандельштама, Анненского, Андрея Белого. С другой стороны – более лютого и непримиримого цензора не знало советское медиа-пространство.



Лапин свернул КВН, не пускал на экраны «Что? Где? Когда?», закрыл доступ на телевидение для Ободзинского, Ведищевой, Кристалинской и Мулермана. Кроме всего прочего, Лапин был патологическим антисемитом, в 80-ые то годы даже для Советского Союза это было уже чересчур.



Один из немногих хроникальных кадров с его участием таков: Лапин роняет орден, который ему вручает Брежнев. И даже здесь он включает цензурный рубильник: «Ничего, ребята вырежут там из кадра!»



Драматург Леонид Зорин и режиссер Михаил Козаков тогда в 1981-ом году, отправляя свой новый фильм на суд Лапину, совершенно не знали, чего ждать. То ли понравится тонкий, светлый и человечный фильм, то ли председатель Гостелерадио усмотрит в нем поклеп, ехидство и совершенно излишнее свободолюбие.



Наконец, момент истины настал. Что такое 50-ые для их свидетеля 25 лет спустя? Время молодости, свежести, радости от жизни, а еще время несбывшихся надежд, загубленных ожиданий. В общем, 50-ые были годы и хорошие, и непростые, но время шлифует все шероховатости.



Это прекрасно чувствовал и драматург Леонид Зорин, его молодость пришлась на те самые московские 50-ые. Сюда он приехал из Баку, будучи уже состоявшимся литератором, потому что когда-то, будучи еще мальчиком девяти лет, Зорин удостоился похвалы аж от самого главного советского писателя Максима Горького в заметке, вышедшей в «Правде» под заголовком «Мальчик».



Прежде, чем фильм, появилась пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота». Спектакль по этой пьесе имел большой успех. Там, в пьесе, были те 50-ые, которые москвичи сохранили в самых светлых воспоминаниях. Это всего лишь несколько лет после смерти Сталина, но Москва переживает вторую юность, выдыхает, улыбается солнцу и пытается забыть все ужасы прежних лет.



И вот в 1974-ом году в Театре на Малой Бронной премьера: Михаил Козаков ставит спектакль «Покровские ворота». На самом деле Зорин написал эту пьесу о себе, и Костик на самом деле – он, и прототип Маргариты – его будущая жена, и коммуналка точно такая, в какой жил сам Зорин. Только жил Зорин не на Покровских воротах, а на Петровских. Но это не важно, пьеса идет на «ура», и каждый в ней с восторгом узнает свою собственную юность.



Ностальгия – самый ходовой телевизионный товар, и Козаков решает отправиться с пьесой не в кино, а на телевидение. Сценарий там прочитали, ну что сказать, сомнительная комедия, песенки разные, то-се, Окуджава к тому же. Снять, конечно, можно, но не просто так, не безвозмездно.



«Козаков, – сказали ему на телевидении. – Давайте, вы – нам, а мы – вам. Сыграйте-ка нам Дзержинского. Феликса Эдмундовича, разумеется, а вы много других знаете? То-то!» Что было делать? Козаков сыграл Дзержинского, но этим дело не ограничилось. Потом сыграл его еще раз. И еще раз. И наконец, «Покровские ворота» разрешили к съемке.



Начался подбор актеров. Роль Хоботова хотели отдать Андрею Миронову, но потом представили красавца и главную советскую звезду в коммуналке и передумали. И не прогадали. Савой Игнатьевичем мог стать Евгений Лазарев или Никита Михалков. Но Никита Сергеевич не соизволили полюбить сценарий. И это замечательно. Наконец, Маргариту Павловну могли сыграть Наталья Гундарева или Людмила Гурченко.



Но режиссёр же настаивал на том, чтобы привлечь к участию в ленте актёров, мало знакомых зрительской аудитории: «Коммуналка — это неизвестные лица». И были привлечены Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Виктор Борцов.



Леонид Зорин смотрел на перипетии кастинга, не вмешиваясь, для него была принципиальна лишь одна роль – Костик, потому что Костик это сам Зорин. Множество кандидатов, включая сына режиссера, Кирилла Козакова, отбраковались, пока не нашли единственно возможного – артистичного, спортивного, музыкального, и переполненного обаянием.



Теперь надо было выбрать дом, тот самый, чтобы идеально отражал и Москву 50-ых, и скромность коммунального быта, и былую буржуазную роскошь, уплотненную советской властью. И такой дом нашелся, хотя от Покровских ворот он был далеко, в районе Арбата, Нащокинский переулок, дом № 10.



Заглянем во двор. Статуи пионера здесь никогда не было, ее умыкнули откуда-то на время съемок. Третий этаж был достроен в 90-ые. Где-то в то же время появился и балкон на втором этаже. А в фильме Маргарита Павловна, Велюров и прочие выходили на балкон первого этажа.



По сюжету фильма дом сносят, но не этот и опять же, не на Покровских воротах. Снимали снос дома на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка.



Потом начались съемки и закончились съемки. Но прежде чем радоваться, фильм надо было сдать начальству. Нет, сперва не самому, сперва фильм принимали лапинские заместители, и приняли. Председатель Гостелерадио Сергей Лапин на такую ерунду, как какой-то фильм про коммуналку, и внимания не обращал. И вроде все было хорошо, все замерли в ожидании.



Но только для широкого зрителя «Покровские ворота» не распахнулись. Да, фильм приняли на Гостелерадио, но приняли – это еще не значит, что стали показывать. Но почему? Что-то здесь было не так. И вскоре стало ясно, что именно. Елена Коренева, сыгравшая Людочку, встретила стажера из Института русского языка. А он оказался американцем.



В 1982-ом году Елена Коренева вышла замуж за гражданина США Кевина Мосса, и покинула просторы нашей Родины. Выпускать фильм, актриса из которого разошлась с родной страной, давшей ей все, вскормившей, обогревшей, научившей всему, было нельзя. По крайней мере, без личного разрешения Сергея Георгиевича Лапина.



А Лапин наконец посмотрел фильм и был готов побеседовать с Козаковым. Перспективы были туманны, что возьмет: тонкий вкус или непримиримый характер? И сказал Лапин: «Козаков, а картина-то мерзостная. Это просто какой-то Зощенко. В ней же карикатура на советского воина! Такие картины снимают люди, сбежавшие в Тель-Авив. Только через мой труп!»



Фильм лег на полку. Перспективы были уже не туманны, а нулевые. Картина, в которую было вложено столько любви, восторга, грусти, была обречена. И кто бы мог подумать, что обреченный фильм будет спасенным Леонидом Брежневым? Точнее, не самим Брежневым, а его скоропостижной кончиной. На Олимп взошел Андропов, который, хотя и выглядел не веселее прочих, вдруг вызвал Лапина и спросил: «А что это у нас так мало комедий?»



11 февраля 1983-го года на Центральном телевидении состоялась премьера фильма «Покровские ворота». Премьера прошла успешно, и все бы ничего, но вдруг бац! и Андропов тоже умер. На пост заступил Черненко, и невесть откуда появилось письмо ЦК: «Формальные изыски режиссера Козакова приводят к идеологическим ошибкам!» Фильм снова лег на полку.



Черненко продержался год и тоже бац! Новым генсеком стал Горбачев. Под горячую руку борьбы с алкоголизмом попал и фильм «Покровские ворота»: «А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду!» (Велюров). «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» (Костик) Фильм изрядно порезали. Сергей Лапин к тому времени покинул пост директора Гостелерадио, но его заветы жили.



Вот строчки из посвященного фильму стихотворения Давида Самойлова:

«В этом фильме атмосфера
Непредвиденных потерь.
В нем живется не так серо,
Как живется нам теперь.

В этом фильме перспектива,
Та, которой нынче нет,
Есть в нем подлинность мотива,
Точность времени примет.

Ты сумел и в водевиле,
Милый Миша Козаков,
Показать года, где жили
Мы без нынешних оков».





Фильм «Покровские ворота» стал одним из самых популярных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа, и является таковым и по сей день. Драматург Леонид Зорин до сих пор жив, 3 ноября он отметит свое 95-летие.



Михаил Казаков действительно уехал в Израиль, как мрачно и предрекал Лапин, он умер в 2011 году недалеко от Тель-Авива. Но не все знают, что похоронен он не в Израиле, а в Москве на Введенском кладбище. Могила словно специально запрятана так, чтобы поменьше народу на нее приходило. Я нашел ее с большим трудом.



Фото без моих логотипов взяты из Сети. Скрины из фильма мои.
Tags: Зорин, Козаков, Лапин, Покровские ворота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →