Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Categories:

Москва Эльдара Рязанова

«Всё я в доме живу, в том, который снесли и забыли;
На работу хожу, ту, где должность мою упразднили;
От мороза дрожу, хоть метели давно отшумели,
И по снегу брожу, что растаял в прошедшем апреле»


Эльдар Рязанов был москвичом, и здесь же работал над своими картинами. 1971-ом году Рязанов и Брагинский написали пьесу «Сослуживцы», и у нее сложилась на удивление удачная судьба. «Сослуживцев» поставили 134 театра Советского Союза. Так узнали, что Рязанов – талантливый драматург.



Переделывали пьесу под конкретную актрису, режиссер видел в роли Калугиной только Алису Фрейндлих. Чтобы подстроиться под театральную актрису, Рязанов изменил само кинопроизводство, приблизив его к театру. Фильм снимали длинными кусками, последовательно, от первых сцен к последним. У Фрейндлих в кадре всегда был партнер, чтобы она обращалась к актеру, а не к камере. А роль зрительного зала исполняла съемочная группа.



«В нашем городе чересчур много жителей, чересчур много приезжих, чересчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. Всюду толкотня, давка, очереди. Но всё равно я люблю этот город. Это мой город. Это очень хороший город». Так начинается «Служебный роман». Рязанов сделал Москву одним из героев фильма. По сути, это картина об одиночестве, об одиночестве в большом городе.



Во время съемок на еще зеленый город неожиданно выпал снег. И съемочная группа, прихватив дополнительные камеры, бросилась снимать эту уходящую натуру. А Рязанов написал стихи: «У природы нет плохой погоды».



Рязанов постеснялся сказать, что это его стихи, объявил, что нашел их у Блейка, кто знает такого поэта, и они хорошо подойдут к снежному эпизоду. На студии текст понравился, и только Мягков пробурчал, что стихи неплохие, но хотелось бы что-нибудь повыразительнее. За отсутствие интуиции был наказан – в следующем фильме, «Гараж», Рязанов дал ему немую роль. А вот это здание сыграло в фильме «Служебный роман» роль статистического учреждения. Улица Петровка, д. 3/6, Дом Хомякова.



Крыша, на которую можно было выйти из кабинета Людмилы Прокофьевны, находилась в другом месте. Сцены снимали по адресу: Большой Гнездниковский переулок, д.10. Это здание имеет богатую историю, в том числе и связанную с кинематографом. Дом построили в 1913 году по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее.



Есть версия, что всех героев фильма режиссёр Эльдар Рязанов расселил по Москве в зависимости от их социального статуса. Поэтому начальник статистического управление Калугина жила на Большой Никитской улице, в доме 43.



Все картины Рязанов делал на Мосфильме. Сложно представить, что свой первый художественный фильм «Карнавальная ночь» он отказывался снимать. Его вызвал к себе Пырьев, известный кинорежиссер, а тогда руководитель Мосфильма, и спросил, как он отнесется к предложению поставить музыкальную комедию. «С большим неодобрением – честно ответил начинающий режиссер. – Не хочу ставить музыкальную комедию, к тому же, у меня билеты, путевка, отпуск».



– Покажи, – попросил Пырьев и отобрал у Рязанова документы. – Билеты мы сдадим, а ты поедешь в Дом творчества работать над сценарием. Со временем Рязанов и сам научился быть жестким, в роли Деточкина он видел только Смоктуновского, и специально поехал под Ленинград, на дачу к больному актеру взять расписку, что тот приедет в Москву на съемки. Вполне по-пырьевски.



В музее Мосфильма стоит «Волга», на которой Деточкин удирает от инспектора. Трюки выполнял, естественно, не актер Смоктуновский, а опытнейший каскадер Микулин. Делали вживую, без комбинированных съемок. И вот после трюка Никулин подходит к режиссеру, и при всех предлагает повторить трюк, но уже с Рязановым в качестве пассажира. Рязанов вызов принял и прошел через все трюки, включая момент с мчащимся трубовозом.



Последний крупный проект режиссера – фильм «Андерсен. Жизнь без любви». Рязанов отличался огромной энергией и в 80-т лет он снимает полнометражный фильм. И, как водится, исполняет в нем небольшую роль, разговаривает с гробовщиком.



Рязанов умел признавать свои ошибки. В 1969 году он собирался делать «Сирано де Бержерака», и в роли поэта-бретера снимать настоящего поэта, тогда очень популярного Евтушенко. Владимир Высоцкий сказал, что хотел бы попробоваться. «Понимаешь, Володя, для этой роли мне нужен поэт». «Но я же пишу стихи!» «Да-да, – подумал Рязанов, – Блатные песенки». Только через несколько лет он услышал Высоцкого, в доме отдыха каждый день крутил его записи. Вернувшись в Москву, он сразу позвонил актеру и сказал, то тот замечательный поэт. Высоцкий засмеялся: «А сегодня бы взял?» «О, взял бы!»



Александр Ширвиндт рассказывал, что после «Иронии судьбы» к нему периодически подходили изрядно помывшиеся граждане, и, приобняв, спрашивали, в каких банях снимали сцену? В Серпуховских? Сандунах? Ширвиндт всегда был на стороне вопрошавшего. Хотя на самом деле сцену снимали ночью в холодных коридорах киностудии. Собрать в нормальное время четырех востребованных актеров не было возможности. Одолжили в Сандунах пальмы, завезли неразбавленное пиво, и пригласили сборную по борьбе для мускулистой массовки.



«До какой нелепости доходили наши предки! Они мучились над каждым архитектурным проектом». Дома для фильма кинематографисты выбрали стандартные, на проспекте Вернадского. Вот дом Нади якобы в Ленинграде, проспект Вернадского, д. 113.



Любопытно, что снег на съемках был искусственный. Все вокруг засыпали резаной бумагой и пенопластом. И актерам на съемках было не очень холодно, хоть и ботиночки на тонкой подошве. А фразу: «Я мировая мама, сейчас все приготовлю и уйду к подруге» произносят в соседнем доме, проспект Вернадского, д. 125.



Фильм протестовал против стандартов в архитектуре, обстановке квартир, одежде, у героев в бане даже портфели с вениками были одинаковые. И против стандартных чувств, герои должны найти настоящую любовь. Можно сказать, что символом настоящей красоты среди панельных многоэтажек была церковь Архангела Михаила, она стоит напротив дома Лукашина. Тогда тоже были стандарты, они назывались «канон».



По иронии судьбы, самую популярную новогоднюю комедию никто не хотел выдвигать на государственную премию. Чиновники не могли вслух ратовать за безыдейную лирическую комедию, да еще в год 60-летия Октябрьской революции. И на госпремию фильм выдвинула организация «Мосэлектроаппарат». Зато на тайном голосовании все были «за». И фильм получил премию.



«В трамвай, что несется в бессмертье,
Попасть нереально, поверьте.
Меж гениями – толкотня,
И места там нет для меня»




В фильме «Вокзал для двоих» для вокзала города Заступинска, где застрял Платон Рябинин, идеально подошел Рижский вокзал Москвы. Он тихий, всего несколько поездов в день.



В фильме «Вокзал для двоих» в эпизоде, где у спящего героя вынимают кошелек, снялся настоящий уголовник. Он сказал Рязанову, что ночует здесь, на вокзале, в туалете. Рязанов хотел задействовать его еще и в другом эпизоде, но не нашел. Режиссер считал, что такой персонаж сделает фильм правдивее и жестче.



В фильме «Жестокий романс» дом Огудаловых снимали не на Волге, а в музее Льва Толстого в Хамовниках. Для досъемок в Москве Рязанову нужен был неброский деревянный особняк. Здесь есть калитка на улицу, просторный двор, а современные детали в кадр не попадают.



Режиссер не смог найти поэтический текст к важному эпизоду, перебрал всех женщин-поэтов, ничего нет. И тогда он опять выступает как поэт-песенник, опять обманув композитора Андрея Петрова, объявив, что стихи принадлежат Юнне Мориц. Так появился романс «Любовь - волшебная страна».



Сцену обеда Карандышева снимали в настоящем московском особняке. Здесь очень характерная маленькая калитка. Герои выходят из нее, когда собираются на «Ласточку».



Дом по адресу Мансуровский переулок, д. 9 знают все любители Булгакова, это так называемый «Дом Мастера». А соседний жёлтый дом, находящийся по адресу Мансуровский переулок, д. 11 – частный домик, до сих пор принадлежащий потомкам архитектора А.В. Кузнецова.



Могила главы семейства, Огудалова Дмитрия Степановича, мужа Хариты Игнатьевны и отца Ларисы, находится, ни много ни мало, в некрополе Донского монастыря.



На самом деле здесь похоронена некто Александра Илларионовна Страхова.



Фильм «О бедном гусаре замолвите слово» большей частью снимали в Ленинграде, в кадр попадают то Петропавловская крепость, то Александро-Невская лавра, но часть сцен снимали в Москве. Романс на стихи Вяземского «Я пережил» полковник Покровский поет в московской усадьбе Братцево.



В этот раз Рязанова сразу заподозрили в обмане, композитор Петров утверждал, что он опять сам написал стихи к песне «Застенчивым девушкам, жадным и юным», говорил, что в его сборнике Светлова такого стихотворения нет. Пришлось Рязанову показывать композитору книгу, где эти стихи были напечатаны. Очевидно, Цветаеву и Вяземского Петров проверил сам.



Цензуре не понравилось, что в фильме очернено Третье отделение. Сценаристы, Рязанов и Горин, превратили Мерзляева из жандармского офицера в чиновника по особым поручениям, стукача по вдохновению. Но этого оказалось мало. Актер Бубенцов, изображающий карбонария, говорит: «Накинете рублик, могу и стихами. Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…»



Чиновник, буквально повторяя слова Мерзляева, сказал: «Стихов не надо!» «Но это же классика! – взорвался Рязанов. – Лермонтов, третий класс». В результате в фильме Евгений Леонов декламирует другие строчки: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Премьеру фильма назначили на 1 января, а последние цензурные вырезки, причем без ведома режиссера, сделали 31 декабря. Второй раз фильм показали только через пять лет.



«Есть в кино рабочий термин – уходящая натура.
Мол, кончается цветенье, осень или половодье.
Значит, надо эпизоды, что пришлись об эту пору,
Фильм спасая от закрытья, обязательно отснять.

Уходящая натура всем диктует график съемок,
Задержать времен движенья не под силу никому.
Так сезоны отлетают, уступая новой смене,
Умирают, чтоб воскреснуть и вернуться через год».




Материал взят из передач Михаила Жебрака «Москва. Пешком». Фото без моих логотипов взяты из Сети. Стихи Эльдара Рязанова.

Ссылки по теме:

Свадьба Карандышева во дворе булгаковского Мастера
Визит Паратова в усадьбу Льва Толстого
Огудаловы в Донском монастыре
Tags: Жебрак, Рязанов, пешком, рязановская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →