Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Category:

Москва русскостильная

«Там ступа с Бабою-Ягой идет, бредет сама собой; там царь Кащей над златом чахнет; там русский дух... там Русью пахнет!»

Оказывается, в сегодняшней Москве больше мест, где Русью пахнет, чем 200 лет назад во времена Пушкина. Как так получилось? В XIX веке, уже после Александра Сергеевича, в моду вошел русский стиль. И архитекторы, повинуясь желаниям заказчиков, стали возводить здания, стилизованные под старину.



В XVIII веке больше жили сегодняшним днем, а в XIX – увлеклись историей. Писатели стали писать исторические романы, поэты – исторические баллады, как Алексей Толстой:

«Под броней с простым набором, хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором дедушка Илья;
Едет бором, только слышно, как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный богатырский конь…»




Ну а архитекторы начали возводить здания в русском стиле и за образец взяли самый яркий стиль прошлого – «узорочье» XVII века. На Берсеневской набережной стоит владение потомственных царских садовников Кирилловых.



Кстати, «берсень» по-старинному «крыжовник». Здесь за рекой напротив Кремля были сады, и жил главный садовник. Палаты построены в середине XVII века – это одно из древнейших гражданских строений Москвы, и они необыкновенно красивы. Здесь и разнообразные наличники, и пузатые колонны, и карнизы. Считается, что изразцы на этом доме одни из первых в Москве.



Аверкий Кириллов мог позволить себе такие палаты, ведь он уже был не просто садовником, а занимался торговлей, варкой соли, был гостем - богатым купцом. А затем получил чин думного дьяка и работал в различных приказах. Аверкий Кириллов был убит во время бунта 1682 года, в обвинении написали: «великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил». Документальных свидетельств вины Кириллова нет. Аверкий Кириллов был похоронен в храме Николая Чудотворца рядом с домом.



Здание построено в 1657 году и, глядя на него, понимаешь, почему стиль назвали «русское узорочье». Храм похож на расшитую русскую рубаху, особенно красивы наличники над окнами и пирамида пламенеющих кокошников.



Так как храм стоял вплотную к дому и одно время соединен был с ним переходом, то считается, что он домовый. Но историки напоминают – здесь было кладбище – значит церковь приходская, ведь в XVII веке Москва выросла, и в Берсенях были уже не одни сады и огороды, здесь стояли дворы чиновников, купцов, военных.



Вот еще одна церковь XVII века – Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Название «в Путинках» напоминает, что рядом стоял Путевой посольский двор, в котором останавливались дипломаты, прибывшие в Москву через Новгород по Тверской дороге. В старину отдельных посольств не было, и дипломаты жили или у соотечественников купцов, или в Путевом посольском дворце.



Церковь Рождества построена в 1652 году, а буквально через год патриарх Никон запретил ставить шатровые храмы. Шатры разрешили только на колокольнях и крылечках. Церковь Рождества Богородицы в Путинках одна из последних шатровых в России. Центральную часть венчают поставленные в ряд три тонкие пирамиды на граненых барабанах. Также сложной формы шатры заканчивают придел, колокольню ну, и крылечко, конечно.



В советское время здесь была репетиционная база цирка, а затем актер соседнего театра «Ленком» изменил судьбу храма. Александр Абдулов снял фильм «Задворки» и добился того, чтобы помещение вернули верующим. Отпевали актера также в церкви Рождества Богородицы, а затем гроб друзья на руках отнесли в театр, чтобы с Абдуловым могла проститься вся Москва.



Это были образцы – архитектурные шедевры XVII века. Именно в «русском узорочье» черпали детали зодчие XIX века, когда создавали огромные здания в русском стиле. Ведь наличники и кокошники пришли из церковной архитектуры. Это здание строили для московской городской думы.



Перед его строительством был объявлен конкурс и в его задании написали, что фасады надо оформить в традициях XVI – XVIII веков, а само здание должно быть достойно первой столицы Российской империи. Из 38 проектов победила работа архитектора Чичагова под девизом «Уступаю старшему». Из старших здесь Кремль, Китайгородская стена с Воскресенскими воротами и Исторический музей, построенный чуть раньше тоже в русском стиле. Благодаря богатому национальному декору здание городской Думы органично вписалось в исторический ансамбль.



Здание было построено в 1892 году при городком голове Николае Алексееве. Еще один Алексеев, скульптор, изваял в 1918 году рабочего и колхозника в медальоне кокошника главного входа. До революции медальон нес святого Георгия – была такая негласная традиция: украшать общественные здания (больницы, школы) московским гербом. Но советская власть со святыми боролась и драконоборца заменили правильной скульптурой.



Русский стиль охватывал все области изобразительного искусства. После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 годов было решено: на месте кровопролитной битвы под Плевной поставить часовню-памятник погибшим гренадерам. Но так как деньги собирали медленно, отдавали их в основном москвичи, то концепция поменялась, и монумент решили возвести в Москве. Открыли памятник к 10-и летию битвы в 1887 году.



Часовня похожа на колокол или шатровый храм XVII века. Все детали, кроме витражных стекол выполнены из чугуна. Автор монумента Владимир Шервуд – академик живописи, знаменитый портретист, ездивший в Англию писать портреты знаменитой семьи Диккенса. Кроме архитектора был еще и скульптор. Часовня украшена 4 горельефами. На первом – крестьянин благословляет сына-солдата.



Далее янычар отнимает у матери ребенка.



Затем русский солдат берет в плен турецкого воина.



И в конце раненый гренадер из последних сил срывает с Болгарии цепи рабства.



Когда художник Виктор Васнецов решил построить в Мещанской слободе собственный дом, он также выбрал русский стиль. Нарисовал фасады, рисунок ворот, деревянную пристройку, а затем профессиональный архитектор выполнил проект. Дом получился недорогой (художники обычно небогаты), но очень интересный.



И после своего дома наступил черед общественным зданиям. Васнецов нарисовал фасады художественных галерей для купцов собирателей – Цветкова и Третьякова. Там он уже смог развернуться, использовать фигурный кирпич и майоликовые панно. А на собственном доме из украшений - резьба по дереву и изразцы.



На картинах Васнецова всегда много старины: кокошники, кафтаны, терема, крепости. Главное помещение в доме художника – мастерская. Здесь мастер работал 32 года.



Сегодня картины Васнецова хранятся в разных музеях, а создавались они для частных домов, церквей и даже для железной дороги. Друг Васнецова, создатель донецкой железной дороги Савва Мамонтов заказал ряд работ для станций и зала правления. Например, картина «Ковер-самолет» должна была рассказывать о новом, удобном, быстром средстве передвижения - «чугунки», как тогда говорили.



А «После побоища Игоря Святославича с половцами» повествовать о прошлом донецкого края.

«Воткнув копье, он сбросил шлем и лег. Курган был жесткий, выбитый. Кольчуга
Колола грудь, а спину полдень жег... Осенней сушью жарко дуло с юга.
И умер он. Окостенел, застыл, припав к земле тяжелой головою.
И ветер волосами шевелил, как ковылем, как мертвою травою».




Виктор Васнецов был настоящим витязем русского стиля. Он иллюстрировал сказки, рисовал исторические картины, делал исторические декорации и даже рисовал мебель в русском стиле. Так что большая и самая красивая часть мебели сделана по рисункам хозяина.



В центре гостиной стоит большой стол со столешницей петровского времени, инкрустированной мореным дубом. Художник приобрел ее на Сухаревском рынке в магазине редкостей и старинных вещей.



Для архитектора Клейна узорочье – один из архитектурных стилей, которыми он владел в совершенстве. Крепкий профессионал может все: построить для Мюра и Мерилиза готический магазин (ЦУМ), а для профессора Цветаева – классический музей (ГМИИ им. Пушкина). На Красной площади Клейн поставил Средние торговые ряды в русском стиле.



На окнах 3 этажа классические наличники, на втором в ризалитах висячие гирьки. Так как русский стиль не терпит пустоты, то все пространства заполнены углублениями – ширинками. Здания в русском стиле могут быть оштукатуренные, кирпичные, каменные, но всегда напоминают работу с деревом – резную деревянную мебель, как в доме Васнецова. Все пространства заполнены геометрической резьбой и орнаментами.



Если в старом городе, но не в самом центре вы встретите трехэтажное здание, скромно украшенное древними деталями, то, скорее всего, это школа или приют. На рубеже XIX-XX веков училища и богадельни оформляли в русском стиле. На проспекте Мира стоит бывший приют «Общества призрения, воспитания и обучения слепых детей» с церковью Марии Магдалины. Комплекс построил в 1912 году архитектор Гельрих.



Здесь жили слепые дети. Кроме обязательных дисциплин изучали церковное и светское пение, а игру на музыкальных инструментах преподавали артисты императорских театров. Здесь учился удивительный слепой путешественник, поэт, музыкант, педагог Василий Ерошенко:

«Скитаясь по свету, напрасно я верил, что встретятся братья, душе дорогие...
Встречались чудовища, дикие звери, лихие мартышки – насмешницы злые».




Здания в русском стиле продолжают возводить, они привычны и патриотичны, может быть, не так часто, как 100 лет назад. На проспекте Мира напротив приюта для слепых детей поставили подворье Дивеевского монастыря с церковью Собора Дивеевских Святых.



Автор - архитектор Шипков. В этом здании использованы декоративные элементы XVII века и гибкие линии модерна. Эффектно смотрится колокольня в одном из полых кокошников.



А в соседнем кокошнике мозаичная икона Серафима Саровского.



Закончить прогулку хочется у Исторического музея. Его построил автор памятнику гренадерам Владимир Шервуд. Понятно, что художник Шервуд занимался историческими фасадами, сочинял башенки, сажал на шпили животных, а технической стороной здания занимался инженер Семенов.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва русскостильная». Картинки без моих логотипов взяты из Сети.
Tags: Жебрак, пешком, русскостильная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →