
Подготовка к полету в космос велась втайне, ведь реактивные ракеты создавали для войны, они должны были нести ядерный заряд, но информировать о научных достижениях было необходимо, это воодушевляло граждан, и сообщало противнику о наших возможностях.

В конце лета 1957 года прошли первые успешные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7», и 4 октября того же года эта ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник земли.

В пятьдесят восьмом году перед только открытой станцией метро «Рижская» поставили памятник создателям первого спутника. Скульптор Ковнер изобразил рабочего, в его мускулистой руке чуть уменьшенная копия спутника. «Этот день войдет в историю цивилизации как начало новой эры, эры завоевания космического пространства. У нашей планеты родился новый спутник».

Следующим шагом должен был стать полет в космос живого существа, и в отряд космонавтов набрали собак. Космонавтом номер один стала Лайка. Перед институтом военной медицины, где готовили животных, скульптор Медведев поставил памятник Лайке в масштабе один к одному.

Отбирали мелких, чтобы поместились в кабине, беспородных дворняг, уличные выносливее. Лайка полетела в ноябре 1957 года. Возвращение предусмотрено не было. Первыми вернувшимися стали Белка и Стрелка. Кинологи рассказывали, что перед одним из полетов подготовленная собака сбежала. Срочно шли похожую дворняжку, а Королеву о подмене сообщили только после старта. Он рассмеялся: «И хорошо! Если неподготовленная собака справилась, значит, скоро на наших кораблях в космос полетят по профсоюзным путевкам».

Собаки подготовили полет человека, и вот 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Юрий Гагарин облетел земной шар и благополучно спустился на землю. Сложно представить, с какой радостью весь мир приветствовал первый полет человека в космос.

На ВДНХ решили поставить монумент покорителям космоса. Так вот на конкурс прислали 1000 проектов. Победила работа скульптора Файдыша-Крандиевского. Ракета уносится в небо, оставляя упругий серебристый след. Долгое время это был самый высокий монумент в стране – 107 метров.

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич».

Рабочее название монумента было «Народ-созидатель», поэтому по сторонам титанового шлейфа ракеты расположены барельефы с изображениями всех участников космического проекта. Здесь рабочие, техники, инженеры, собака в космическом аппарате, узнаваемый макет первого спутника, генеральный конструктор с чертежами и космонавт, поднимающийся в ракету. Это Гагарин.

Гагарина отправляли ненадолго, на один виток, надо было только убедиться, что человек может находиться в космосе. Первый космонавт должен был связываться с центром управления полетом и смотреть в иллюминатор, все операции делала автоматика. Правда, когда при спуске Гагарин катапультировался на высоте 7 километров, оказалось, что под ним широкая река. И тут уж опытный парашютист сумел подработать стропами и приземлился на суше.

Перед стелой стоит огромный памятник Циолковскому. Это тоже работа Файдыша-Крандиевского, но уже в граните. Это памятник мечте и свободе мысли. Циолковский не рассчитывал траектории и не придумывал новые космические материалы, он предсказывал. Самоучка, глухой с детства, в Боровске и Калуге, вдали от научных центров и университетов, он мечтал о многоступенчатых ракетах, скафандрах и лунных модулях и проводил практические опыты, и испытывал животных на различных центробежных аппаратах.

Так вес рыжего таракана, извлеченного с кухни, увеличил 300 раз, а цыпленка в 10. Звучит смешно, но то же самое делают на большой центрифуге в Звездном городке. А идея Циолковского о звездном лифте – самый перспективный на сегодняшний момент развития космической техники.

От Циолковского начинается Аллея космонавтов. С одной стороны стоят памятники ученым и конструкторам: Королёву, Челомею, Глушко, Келдышу. Долгое время их имена были никому не известны – секретность. Челомея даже называли в газетах «главный теоретик космонавтики», без имени.

Мстислав Келдыш в 35 лет стал действительным членом Академии наук и возглавил Ракетный институт. Ракеты создавали для армии, но ученый мечтал об их космическом использовании, а в дальнейшем Келдыш курировал создание ракетной техники и научной аппаратуры для работы в космосе.

Кстати, первые компьютеры в нашей стране построили по заказу Келдыша для космических расчетов. Правда, если бы десятая часть ученых была такими же блестящими математиками, как Келдыш, ЭВМ вообще не понадобились бы.

На другой стороне аллеи – изображение первых покорителей космоса: Гагарина, Терешковой, Леонова, Беляева, Комарова.

По легенде Королев выбрал Гагарина потому, что на вопрос: как себя чувствуете в центрифуге, все говорили – отлично, и только Гагарин сказал, что это очень неприятное испытание. Королеву был нужен откровенный человек.

В советское время из всего делали тайну, и то, что в космосе опасно и страшно, люди узнавали по косвенным признакам. Так ходили слухи, что Леонов, покинув корабль, взглянул в космос и выключился, а пришел в себя, только когда вышло время и с трудом смог вернуться в отсек. А Терешкова во время полета была в подавленном состоянии, и не смогла выполнить ряд поставленных задач.

Космонавт Леонов рассказывал, как при подготовке полета Союз-Аполлон было решено для взаимопонимания в космосе, что американцы выучат русский, а русские – английский. Но получилось, что напарник Леонова учил английский в школе, а Леонов немецкий. И вот на экзамене куратор смотрит ведомость и видит, что английский забыли. Спрашивает Леонова: «Когда будете сдавать?» «Да хоть завтра». «Ну уж завтра!» Леонов говорит: «Ну что вы думаете, лишний день мне поможет?» И он сдал новый для себя язык на хорошие оценки.

Космонавты это обычные люди, не атлеты, но феноменально выносливые и обладающие уникальной суммой знаний, ведь если в космосе что-то случится, то все сделать-починить надо самому. Недаром в космонавты сначала брали летчиков, они считались лучше подготовленными физически и психически, а затем инженеров.

Эта модель солнечной системы. Человек пока летает только вокруг своего шарика, но может быть, со временем мы окажемся на одной из этих планет.

Сегодня можно попасть на экскурсию в Звездный городок и даже в центр подготовки космонавтов, а в советское время это были абсолютно секретные объекты, и рассказывать о полетах в космос населению решили на ВДНХ. Но выставку-то строили как сельскохозяйственную, и место для космических достижений не предусмотрели.

Тогда взяли самый большой павильон – «Электрификация и механизация сельского хозяйства» (высота стеклянного купола 75 метров), и назвали «Космосом».

Правда, на граненых башнях сохранились барельефы на тему электрификации и механизации, а наверху стоят фигуры рабочего механизатора и колхозницы-комбайнера, но можно представить, что это зрители, пришедшие полюбоваться на спутники и жилые модули.

Перед павильоном «Космос» стоит модель ракеты «Восток», созданной Королевым. Такие ракеты выводили в космос космические аппараты до 91 года. Ракета трехступенчатая, космический аппарат стоит на третьей ступени под защитным кожухом. Вообще, ракета это довольно затратный вид транспорта, ведь она транспортирует в основном топливо для разгона и собственную конструкцию, топливные баки, оболочку, а полезный вес в полтора-два процента от стартовой массы, то есть «Восток» весит 290 тонн, а вывести на орбиту может только 5 тонн.

Когда все происходит первый раз, то каждое событие – подвиг. Первый полет, первая женщина на орбите, первый выход в открытый космос, первый групповой полет. Освоение космоса требовало огромного мужества, здоровья и психической выносливости. Каждое новое достижение отмечено столбиком со звездой.

Их много, и показывать каждый нет смысла.

В конце аллеи можно увидеть космические достижения последних десятилетий.

После первого удачного пуска «Востока» Королев вышел к сотрудникам и сказал: «Спасибо, благодарю! Теперь можете выпить… чаю». Байконур расположен в степи, магазинов нет, да и во время пуска действовал строжайший сухой закон. А Гречко, будущий космонавт, а тогда один из инженеров Королева, возьми да брякни: «А давайте накатим? У меня есть бутылка вина!» «Бутылку сдать коменданту!» Гречко: «Бутылку – сдам». Все замерли, Королёв был известен крутостью, другой человек на такой должности не смог бы. Но он усмехнулся: «Ты кто? Инженер? Будешь старшим инженером!»

Королеву предлагали звание Генерального конструктора. Он наотрез отказался. Был «совет главных», в который входили десять руководителей предприятий, занятых в ракетно-космической отрасли. Но все понимали, кто у руля.

Как-то после многочасового совещания Королев не смог получить ответа от астрономов, Луна твердая или покрыта пылью, в которой утонут космические аппараты. Исследователи, опираясь на расчеты и эксперименты, говорили совершенно разное. В конце концов, Королев встал и сказал: «Давайте исходить из того, что поверхность твердая». «А кто даст гарантию?» - спросили ученые. Королев взял лист бумаги и размашисто написал: «Луна твердая! С. Королев».

Сергей Королев определил развитие космической отрасли на несколько десятилетий. Выход в открытый космос, высадка на другие планеты, орбитальные станции, монтаж в космосе – об этом всем он думал на рубеже 50-60-ых годов.

Однажды после очередного неудачного лунного старта в Кремле готовили разбор космических полетов. Причем готовили не просто разнос, а закрытие всей лунной программы. Королев приготовил своего зама, с выкладками, цифрами, а затем вышел сам. И просто сказал, что не хочет, чтобы тот разворачивал свои плакаты, незачем.

И он сказал: «Мы вторглись в область неизведанного, идет процесс познания. Мы ошибаемся, совершаем глупости, иногда – серьезные провалы. Но каждый пуск приближает нас к успеху». И дал гарантию, что следующая попытка будет удачной. И Королеву разрешили попробовать еще раз. Попытка оказалась удачной.

Принято считать, что самая большая площадь Москвы – Красная. Это миф. Площадь Гагарина в два раза больше. Здесь, на Ленинском проспекте москвичи встречали первого космонавта, когда он уже 14 апреля в открытой машине торжественно въезжал в город.

После трагической гибели Юрия Гагарина в авиакатастрофе площадь Калужской заставы переименовали в площадь Гагарина, а перед московской олимпиадой в восьмидесятом году ее украсили эффектным монументом. Первому космонавту – первую в мире статую из титана.

Материал взят из серии фильмов Михаила Жебрака «Москва космическая». Последние две фотографии взяты из Сети, летать я пока могу только во сне.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →