Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Categories:

Москва монастырская

После революции 1917 года в Москве закрыли все монастыри. На месте некоторых сегодня пустые площадки, где стоял Страстной, сегодня сквер с фонтаном. В других прекратилась монашеская жизнь, но они оставались местом притяжения, в них приходили просто погулять, полюбоваться архитектурой, прикоснуться к истории.



Знать московские монастыри в эпоху, когда они официально не существовали, было особым краеведческим шиком, тем более, что все ансамбли имели свое неповторимое лицо. Был официальный Данилов, был потаенный, скрытый домами, Высоко-Петровский, был декоративный, обязательный для посещения иностранцами Новодевичий, был заброшенный Симонов.



Донской монастырь в этом сонме московских обителей был жемчужиной, он готовил вам максимальное количество впечатлений. Основание монастыря связано с походом на Москву крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Царь Федор Иоаннович выдвинулся из Москвы на место, где сейчас стоит монастырь, поставил «гуляй-город», ощетинился пушками.



Казы-Гирей закрепился в деревне Котлы, производил разведку по Серпуховской и Калужской дорогам, а потом неожиданно снялся и ушел. Избавление от неприятеля приписали заступничеству Донской иконы Божией Матери, находившейся при войсках. Но на Бога надейся, а сам не плошай, в стан врага был послан разведчик, утверждавший, что к москвичам пришло подкрепление, даже под пыткой он не менял показаний, и хан испугался.



И вот на месте передвижного гуляй-города царь Федор Иоаннович приказал поставить монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, и обнести его деревянной стеной. В те далекие времена монастыри были еще и крепостями, оборонявшими подступы к Москве. Ну а в следующем 17-м веке обитель обнесли каменной стеной с зубцами и башнями.



Но в это время максимальную защиту обеспечивали уже земляные бастионы. Строители Донского понимали, что возводят скорее символическую преграду соблазнам грешного мира, и украсили башни совершенно ненужными с фортификационной точки зрения белокаменными узорами и коронами.



Не так давно художник Ермакова расписала проездную арку монастырских ворот. С одной стороны – сцены, связанные с основанием монастыря. Вот московская рать готовится отразить нападение Казы-Гирея, нарисован даже пленный, сумевший обмануть татар.



С другой стороны – сцены жизни патриарха Тихона, его служение тесно связано с Донским монастырем. Петр I запретил русской церкви иметь патриархов, и патриаршество возродилось только после свержения монархии в 1917 году. И первым возглавить РПЦ был избран Тихон. Новый патриарх осудил братоубийственную гражданскую войну и уничтожение царской семьи.



Большевики не собирались терпеть независимый голос церкви, и начали преследовать Тихона. Он был помещен под домашний арест в келью в Донском монастыре. Отсюда патриарха увозили на Лубянку, подолгу содержали во внутренней тюрьме, и опять возвращали в Донской. Здесь на Тихона было совершено покушение, но верный келейник Яков Полозов заслонил патриарха.



Тихон скончался в 1925 году, и был погребен в Донском. Его похороны собрали огромную толпу. Говорят, что только в ограде было 300 тысяч, а всего проститься с патриархом пришло более миллиона человек. Здесь собралась та Россия, которую стремились уничтожить большевики. Под впечатлением от увиденного в тот день, художник Павел Корин задумал грандиозное полотно «Русь уходящая».



«Я уходящих в грусти не виню,
Ну, где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться»




Самое старое сооружение Донского монастыря – Малый собор Донской иконы Божией Матери. Храм начали строить сразу после основания монастыря, в конце 16-го века. Именно здесь был похоронен патриарх Тихон.



В конце 20-го века Тихон был причислен к лику святых. А его мощи были перенесены в Большой собор Донской иконы Божией Матери. Этот храм построен в конце 17-го века и очень необычен, в плане он представляет восьмиконечный крест со скругленными концами. Он напоминает большой красный цветок.



Под алтарем Большого собора – усыпальница царей Имеретинских, правителей Дадиани и князей Багратионов. Это священное место для русского и грузинского народов. Нижняя церковь, устроенная царем Арчилом Имеретинским, посвящена Сретенью Господню.



В советские годы в Донском монастыре размещался Московский музей архитектуры. И музейщики не просто ухаживали за монастырскими постройками, в обители спасали чугунные обломки разобранных триумфальных ворот. Потом по этим деталям ворота восстановили. Сюда свозили наличники и порталы с разрушенных Советской властью церквей. Здесь хранили уникальные надгробия из закрытых московских храмов.



В Донском хранятся подлинные мраморные горельефы скульптора Логановского со стен взорванного Храма Христа Спасителя. К сожалению, спасти удалось только три многофигурные композиции и три отдельные скульптуры. Сегодня уже никто не умеет работать с такими большими объемами камня. И на восстановленном Храме Христа Спасителя, когда повторяли эти работы, сперва их вылепили, а затем отлили из бронзы.



Когда-то на Донском было самое большое кладбище Москвы. Покоиться здесь было настолько почетно, что в середине 19-го века захоронение здесь стоило 3 тысячи рублей. В некрополе в основном могилы московского дворянства: князь Голицын, князь Оболенский, генерал Иловайский. Многие надгробия делали лучшие скульпторы Москвы.



А какой монастырь был первым в Москве? Считается, что Свято-Данилов. Еще в 1282 году он был основан по повелению князя Даниила, родоначальника московской линии Рюриковичей. Недалеко от станции метро «Тульская» ему поставлен памятник. В одной руке у князя меч, много времени у Рюриковичей уходило на междоусобицы, но у Даниила он повернут лезвием вниз, то есть сподобился кресту. Ну а в другой руке – монастырь.



По дороге к обители поставлена часовня в память о Данииле Московском. Она сделана под старину: чуть завалены стены, на фасадах резные вставки. Подходные часовни это давняя традиция, как подготовка к встрече с монастырем.



История Данилова монастыря это история взлетов и падений. Монастырь первым основан в Москве. И именно здесь в конце жизни принял постриг сам князь Даниил. Но затем монастырь пришел в запустение, и строительство здесь возобновилось только при Иване Грозном. Ну а каменные стены и башни обитель получила в 17-м веке.



Вот это самое древнее церковное здание монастыря. Сложный ступенчатый объем создавали с середины 17-го и до 19-го вв. В здании три храма. Внизу – Покрова Богородицы, на втором ярусе – Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В западной части храма находится церковь святого Даниила Столпника.



В 1812 году монастырь захватили французы, и изрядно пограбили. Символом возрождения Москвы после того страшного пожара можно считать Троицкий собор. Его поставил архитектор, восстанавливающий наш город – Осип Бове. Строили собор на деньги трех славнейших купеческих фамилий Москвы, давших в 19-м веке большое количество мэров, в то время – «городских голов»: Куманины, Шестовы и Ляпины.



После революции 1917 года из монастыря выгнали монахов. Здесь разместили приемник-распределитель для беспризорных и детей репрессированных. Это не худший вариант, в некоторых московских монастырях были тюрьмы и концлагеря. Так получилось, что именно Данилов монастырь первым вернули Русской православной церкви в 80-е годы прошлого века.



Что-то восстановили, а что-то исчезло безвозвратно. В обители был некрополь, не менее славный именами, чем в Донском. Но он срыт в 30-ые годы. И в память о всех усопших, которые были похоронены на уничтоженном кладбище Свято-Данилова монастыря, была поставлена поминальная часовня.



В Москве в начале 20-го века жил уникальный знаток колокольного звона. Он рассказывал, что в детстве упал в обморок, услышав удар большого колокола в Замоскворечье. И с тех пор на всю жизнь загорелся колоколами. Константин Сараджев знал все московские звонницы, и описал лучшие из них. Он обладал потрясающим слухом, различал 243 звучания каждой ноты. Консерваторская публика ходила слушать его звоны в ныне уничтоженный Никитский монастырь. О нем Анастасия Цветаева написала повесть «Сказ о звонаре московском».



Ансамбль 18-ти даниловских колоколов считался лучшим в Москве. В 30-е годы, после закрытия монастыря, Константин Сараджев посоветовал меценату из США Чарльзу Крейну выкупить эти колокола у советского правительства. Это было спасение, в то время многие колокола переплавляли, например, на барельефы Ленинской библиотеки. Крейн подарил ансамбль Гарвардскому университету.



Колокола разместили на башне общежития, и 77 лет в них звонили студенты Гарварда. В конце 20-го века в России изготовили копии исторических колоколов, в обмен на которые нам передали оригиналы. Последний колокол вернулся на родную колокольню в 2007 году.



Донской и Свято-Данилов были монастыри-крепости, и вокруг них даже сегодня сохранилось пустое пространство. Ну а следующий монастырь так втиснут в центр города, что если бы не колокольня, мимо него можно было бы пройти по улице, не заметив.



Монастырь основан в 14-м веке митрополитом Петром. Петр предсказал будущее возвышение Москвы как центра русских земель. И в знак этого перенес кафедру Митрополита киевского и всея Руси в Москву.



Есть красивая легенда, что князю Ивану Калите было видение: на высоком берегу реки Неглинной он увидел блестящий снег, скоро исчезнувший. Митрополит объяснил, что гора это князь, а снег – он, митрополит. И как растаял снег, митрополит уйдет из жизни раньше князя. На месте видения и был основан Высоко-Петровский монастырь. Кстати, посох Петра-митрополита сохранился, его вручают новоизбранному патриарху, как символ высшей духовной власти.



В 1514 году на месте древнего деревянного храма князь Василий III повелел поставить каменный в честь митрополита Петра. Архитектором был выбран один из итальянцев, работавших тогда в Кремле, Алевиз Фрязин. Он придал церкви необычную форму 8-ми лепесткового цветка.



Петр – не только первый московский митрополит, но и первый московский святой, покровитель и этого монастыря, и всего города неслучайно. Расцвет обители связан с еще одним Петром – императором Петром Первым. Стена к стене с монастырем был двор бояр Нарышкиных, и Петр играл здесь, когда приезжал к деду.



Но юные годы Петра омрачились борьбой за власть. Во время стрелецкого бунта 1682 года его дед был насильно пострижен в монахи отдаленного монастыря, а два дяди, Иван и Афанасий, убиты. Пятиглавый Боголюбский собор поставлен над их могилами. Со временем здесь нашли упокоение более 30-ти представителей этой фамилии. Ну а вокруг собора раскинулся монастырский некрополь, в годы Советской власти его просто засыпали землей.



В Высоко-Петровском интересны симметричный ансамбль. По сторонам двора две почти одинаковые церкви. Церковь Сергия Радонежского поставил уже сам Петр в честь избавления в Троице-Сергиевой лавре в 1689 году от восставших стрельцов. Церковь очень богато украшена. Этот праздничный яркий стиль в честь основных заказчиков бояр Нарышкиных так и называют – «Нарышкинское барокко».



Церковь Сергия Радонежского поставлена на месте стены, разделявшей когда-то монастырь и нарышкинский двор. Сегодня по высокому гульбищу можно перейти на боярскую половину. Вот это длинное здание принадлежало когда-то родственникам Петра, оно так и называется - нарышкинские палаты. Когда палаты передали монахам, то Петр велел их надстроить и соединить галереями с окружающими корпусами. Получился эффектный двухуровневый комплекс.



Обитель знала разные времена. Ее обустраивал Петр Алексеевич, а, став императором, начал ограничивать права монахов. В 1812 году здесь квартировался военный губернатор покоренного города маршал Мортье. И у стен расстреливали москвичей, обвиненных в поджогах. А в 1918 большевики закрыли монастырь и разорили его святыни. В Сергиевской церкви репетировал ансамбль «Березка», а в кельях проходили выставки Литературного музея.



Но каждый раз монастырь возрождался. Ремонтировались храмы, появлялись новые монахи, открывались парадные, а не служебные ворота, жизнь побеждала варварство и запустение.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва. Пешком». Картинки без моих логотипов взяты из Сети.
Tags: Жебрак, монастыри, монастырская, пешком
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →