Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Categories:

Москва храмовая

Москва – столица многонационального государства, исповедующего различные религии. И москвичи принадлежат к разным конфессиям и религиозным общинам. В нашем городе сотни мест, связанных с религией. Но если молельные дома протестантов внешне ничем не выделяются, дом и дом, то православные храмы и католические костелы всегда строили как архитектурные доминанты. Рассмотрим несколько разных.



В Москве зарегистрирована почти тысяча религиозных организаций. Самая крупная из них, разумеется, РПЦ. Из всех православных мест Москвы едва ли не самое интересное – Крутицкое подворье. Как появилось такое название? Крутицами местность называли в старину из-за крутого обрыва к Москве реке, а подворьем раньше называли постоялый двор или городское владение с церковью и гостиницей отдаленного монастыря.



Здесь было подворье епископа Сарского и Подонского. Епархия находилась в Золотой орде, а основная резиденция епископа – в столице. Здесь удивительная атмосфера, мы словно переносимся в 17-й век. Вокруг здания, сложенные из большемерного старинного кирпича, деревянные домики, под ногами настоящая булыжная мостовая.



Ансамбль сложился в 17-м веке, все было построено добротно, красиво и с размахом. Владение окружала стена с декоративными башнями, парадные покои и церковь соединял крытый переход на уровне второго этажа. А в юго-восточной части был устроен великолепный сад, один из первых декоративных садов Москвы, где редкие растения дополнялись фонтанами-водометами.



А вот самое известное строение Крутиц. Над воротами во внутренний двор архитекторы Старцев и Ковалев возвели теремок, покрытый удивительной красоты многоцветными поливными изразцами. Они сложного рисунка, некоторые прорезные, это все работа ценинных дел мастера Иванова.



Это чудесное строение нежилое, просто декоративная проходная палатка над воротами. Через нее проходит галерея из жилых покоев митрополита в Успенскую церковь. Как свидетельствуют источники, из теремка митрополиты благословляли собравшийся на площади народ, раздавали милостыню, любовались Москвой. Любопытно, что к площади, миру, теремок обращен цветной стороной, а со стороны двора митрополита просто кирпичная стена.



В высоченную Успенскую церковь когда-то с трех сторон вели три мощные лестницы на столбах. От западной лестницы остался только фундамент. Сохранилась южная лестница, она под колокольней, стоящей во внутреннем дворе. А вот на месте северной лестницы в 19-м веке возвели двухэтажный дом. Его советские реставраторы разобрали, и восстановили роскошное крыльцо с шатровой крышей, арками и гранеными столбами.



Пятиглавая Успенская церковь поставлена в самом конце 17-го века также архитектором Старцевым. Это известнейший зодчий, в частности, автор теремных церквей в московском Кремле. Успенская церковь выложена полностью из кирпича, даже луковичные главы.



А вот это двери во дворец Крутицких митрополитов. Сами палаты поставлены в 17-м веке, а широкая белокаменная лестница уже в 18-м, она выполнена немного в другой стилистике, это самое позднее строение Крутицкого подворья.



Руководил реставрацией комплекса вернувший ему былую красоту легендарный Петр Барановский, его называют отцом советской реставрации. 34 года он восстанавливал Крутицы. Не слышно шума городского и на удивление мало публики. Зато Крутицы облюбовали кинематографисты, снимают кино о дореволюционной России.



Следующий собор в советские времена гонений на религию был символом православия в Москве. Его никогда не закрывали, здесь служил патриарх. Богоявленский Елоховский собор называли просто Елоховским. Сюда приходили десятки тысяч москвичей, а на Пасху здесь было не протолкнуться. Люди заполняли все пространство вокруг, и порядок охраняла конная милиция.



«И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица —
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться»




Елохом, или Ельхой, в старину называли ольху. Храм строили три разных архитектора, ансамбль создавали в три захода, любопытно, что такой привычный облик церкви сложился за сто лет перестроек. От старого храма 18-го века осталась колокольня и часть трапезной. Затем в 1830-е годы архитектор Тюрин вместо одноглавого храма построил величественный пятиглавый.



А в конце 19-го века архитектор Зыков увеличил трапезную, поставив на нее низкий купол и аттик по карнизу. Конечно, главным строителем был московский архитектор Тюрин. Именно он возвел центральную часть. Современник написал, что храм построен на манер петербуржских. Это до сих пор одно из самых монументальных строений Москвы.



Чтобы подчеркнуть размеры, Тюрин четко разделил карнизами этажи, и под барабаны, как базу под колонны, поставил мощные аттики. Храм кажется большим не только прохожим, заказчики испугались, что гигантский купол раздавит стены, и на несколько лет остановили стройку.



Две комиссии подряд исследовали здание. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Лучшие архитекторы того времени: Быковский, Рихтер, Тон, приехали изучать Елоховский собор, и согласились с расчетами Тюрина.



В 30-е годы работники окрестных предприятий просили церковь под крупнейший в столице кинотеатр, а Ленинская библиотека ходатайствола об устройстве здесь редких книг. Но секретарь райкома отвечал на эти предложения, что дорогу в этом месте будут расширять, так что церковь рано или поздно снесут, и затевать любые строительные работы нецелесообразно. Вопреки предсказаниям партийного начальства, Елоховский собор стоит до сих пор.



Старообрядческий храм Николы Чудотворца у Тверской заставы строился в условиях войны и революции, а освящен был уже в советские годы. Еще в XIX веке на месте Никольской церкви существовала деревянная часовня и небольшая старообрядческая моленная при ней. По одной из версий, она появилась в 1815 году на средства купца Н.Д. Царского, благодаря которому получила неофициальное название «Царской моленной». В 1870-х годах у часовни появился престол, она была преобразована в храм, окончательно оформившийся после 1905 года, когда старообрядцам разрешили легально строить свои церкви.



Проект нового храма на Тверской заставе, созданный архитектором И.Г. Кондратенко, был утвержден еще в 1908 году, но приступить к его реализации в то время не удалось. В последний раз в старом здании служили 16 марта 1914 года, после чего его разобрали, а на его месте начали возводить новую церковь во имя святого Николая Чудотворца, уже по проекту архитектора А.М. Гуржиенко.



Храм создан в неорусской стилистике, ориентирующейся на новгородское храмовое зодчество. Одноглавый, с тремя закомарами с каждой стороны, укрепленный контрфорсами и прорезанный длинными щелевидными окнами, он должен был напоминать церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде. К храму пристроена шатровая колокольня, в основании которой существовал придел во имя Илии Пророка. Фасады украшены кирпичным декором, характерным для северной архитектуры.



Московская мемориальная мечеть построена на Поклонной горе, на краю Парка победы в самом конце прошлого века в память о воинах-мусульманах, погибших в Великой Отечественной войне. В строительстве мечети принимали участие несколько мусульманских регионов России и Казахстана. Храм открылся в 1997 году.



Центральная лестница ведет в молитвенный зал, в боковых крыльях расположены служебные и учебные помещения. По типу это Джума – пятничная мечеть, для коллективной молитвы мусульманской общины в полдень пятницы. Архитектор Ильяс Тажиев собрал в своем детище элементы разных архитектурных школ мусульманского Востока.



Здесь есть отсылки к узбекской, татарской и кавказской архитектуре. Из Узбекистана пришел такой узнаваемый, отдельно стоящий портал входа. Только там он был бы покрыт глазурованной плиткой, а здесь – белоснежной резьбой. О Татарстане напоминает узкий минарет с тонким шпилем. Ну а граненый барабан купола похож на старинные кавказские храмы.



Старейшая московская синагога вблизи – типичное классическое здание. С такой колоннадой могли построить и театр, и больницу, и храм любой конфессии. Главное не внешность, а содержание. А отойдя подальше, замечаешь большой граненый купол с шестиконечной звездой, и понимаешь, что это культовое сооружение.



В советский годы в дни иудейских праздников весь Спасоглинищевский переулок заполнялся еврейской молодежью. В советское время синагога никогда не закрывалась, но пострадала от реквизиций. Газета «Известия» в 1923 году писала: «Интересная находка в синагоге! Обнаружена богатейшая библиотека, более 9 тысяч томов!» Книги изъяли.



Здание построено в 80-е годы 19-го века архитекторами Эйбушицем и Родионовым на деньги банкира Полякова. Поляков – интереснейшая личность. Создатель нескольких крупных банков, строитель железных дорог, он был одновременно руководителем Московской еврейской общины и генеральным консулом Персии в России.



А интерьеры проектировал не менее известный архитектор Клейн, мастер стилизации. Недаром он строил античный музей для профессора Цветаева, готический магазин для Мюра и Мерилиза и синагогу для Полякова.



Тот же Поляков за спиной своего огромного доходного дома построил частную молельную, ставшую потом синагогой. Доходный дом выходил на Тверской бульвар, а сад на Большую Бронную. На Большой Бронной было построено внушительное здание в мавританском стиле по проекту маститого архитектора Чичагова.



Главный вход украшал барабан со шлемовидной главой, по сторонам были две башни с круглыми окнами, говорят, под зданием был даже подземный ход для спасения молящихся в случае погрома. В середине 20 века, когда синагогу закрыли, здание перестроили для Московского дома самодеятельного творчества в стиле классического советского кинотеатра.



Здание вернули верующим. И в начале нынешнего столетия оно было еще раз перестроено. Синагога как архитектурный жанр не имеет определенного канона. Здесь, на Бронной, она представала в виде мавританского замка, сбоку здания внушительная башня с большим окном и ханукальным девятисвечником.



Католический костел в Грузинах в советское время также закрывали. Ни одна религия не избежала гонений. Здесь был сначала склад, потом какой-то НИИ. Костел во имя Непорочного зачатия Девы Марии поставлен в самом начале 20-го века по ходатайству католической общины. Московский губернатор дал разрешение при условии, что строить будут не в центре, вдали от православных храмов и без выразительных внешних деталей.



Малая Грузинская улица сто лет назад – действительно место отдаленное, а вот последнее условие архитектор Богданович явно не выполнил. Центральная башня костёла гордо парит даже над современными, далеко не маленькими домами. По типу это традиционный вариант католического костела, крестовидный в плане.



Многие москвичи приходят в костел не только на службы, но и послушать органные концерты. Здесь очень хороший инструмент. Главное украшение центрального фасада – большое окно с розеткой. Белокаменная композиция эффектно смотрится на фоне складчатой стены, словно живая роза среди гигантских темных ветвей, усеянных иглами.



Крупных буддистских храмов в Москве пока нет. Ступа Просветления на территории будущего храмового комплекса Тубден Шедублинг – это первое в столице России капитальное буддийское культовое сооружение, построенное в строгом соответствии с тибетскими архитектурными канонами и правилами учения Будды.



Ступа Просветления, почитаемая буддистами как наиболее значимая среди восьми существующих форм ступы, символизирует для них возможность достижения Просветления, способствует преодолению всех препятствий и проблем, несет благие последствия для места и окружения.



Возведение Ступы является первой частью работ по строительству первого в столице буддийского храмового комплекса, который призван объединить верующих буддистов, а также познакомить жителей и гостей Москвы с Буддизмом – этой древнейшей мировой религией, ее богатейшим духовно-культурным наследием.



Если человек действительно умен, он абсолютно точно будет верить в Бога, но никогда не поверит в антропоморфную религию, и прочие околочеловеческие психофизические сказки. Но храмы нужны, и они прекрасны.



Материал взят из множества разных источников, в основном, из цикла передач Михаила Жебрака «Москва. Пешком».
Tags: Жебрак, пешком, храмовая, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →