Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Category:

Москва выставочная

Люди во все времена мечтали создать идеальный город: Кампанелла, Платон, рисовали аккуратные кварталы идеальных поселений, но в реальной жизни построить по ранжиру можно только военный лагерь. В Москве есть место, где попробовали создать идеальный город, город-сад, и было это в эпоху великих экспериментов.



В середине 50-х годов прошлого века, когда в нашей стране выстроили новое социалистическое государство, моделью нового государства должна была стать ВДНХ. Мы давно не строим социализм, а модель осталась, хотя действующей ее назвать трудно.



ВДНХ, выставка достижений народного хозяйства, состояла из десятков, точнее, сотен зданий. Сегодня здесь 600 павильонов и служебных построек, целый город. На этой огромной территории задумали создать модель Советского Союза, показать все лучше, чем гордится страна.



Поэтому здесь были представлены все части страны: Дальний восток, Сибирь, Закавказье, Прибалтика, достижения науки, все отрасли хозяйства, народное творчество и даже природа разных уголков Советского Союза. Здесь работали 2000 экскурсоводов, сюда же ехала вся страна. За первые три месяца работы – три с половиной миллиона посетителей.



Любопытно, что даже этот идеальный город строили как обычный, в несколько этапов. Впервые выставку открыли 1939 году, и на входе поставили, возможно, одну из самых известных статуй 20 века – «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной. Высота фигур всего 25 метров, в мире есть скульптуры и больше, но за счет порывистого движения, развивающихся лент наши герои выглядят внушительно.



Композиция была создана, чтобы представлять Советский Союз на Всемирной выставке в Париже, и по возвращении в Россию было логично поставить их перед входом на нашу выставку, ведь здесь изображены главные герои ВДНХ, те, кто создавал богатства страны. В руках у них элементы советского герба – серп и молот.



Монумент сделан из нового для скульптуры материала – листовой нержавеющей стали. Вера Мухина вылепила полутораметровую модель, по которой инженеры из трех тысяч листов фанеры сделали шаблоны и уже по ним выколачивали листы. А вот головы скульптор лепила в натуральную величину, и листы гнули уже по гипсовой отливке.



Во время Великой Отечественной войны выставка не работала, часть экспонатов и оборудования была эвакуирована. Когда экспозиция открылась в 1954 году, территорию немного перепланировали и вход сделали на новом месте. Перед входом поставили парадные ворота, их было решено украсить статуями.



Работа Мухиной для этих ворот оказалось крупновата, и сюда перенесли скульптурную группу Орлова «Механизатор и колхозница» с одного из павильонов 1939 года. И именно эта скульптурная группа стала символом ВДНХ, а гениальная работа Мухиной была выбрана в качестве эмблемы киностудии «Мосфильм».



Генеральный план выставки соединяет четкое чередование выставочных зон и максимальную парадность. За главными воротами открывается аллея фонтанов: 14 гранитных чаш и чугунное литье, по сторонам только ступени зеленых насаждений, ничто не отвлекает от движения к главному павильону, рассказывающему об основных достижениях Советского Союза.



Первый павильон – роскошное здание, в нем есть необычная связь между выставками 39 и 54 годов. Для выставки 39 на этом месте главный павильон построил Владимир Щуко, именно там стояла скульптура тракториста колхозницы. А для выставки 54 года вот это здание на месте снесенного павильона отца поставил его сын Георгий Щуко.



Выставка раскрывается для посетителя как анфилада парадных залов в роскошном дворце, там за гостиной следует танцевальный зал, затем кабинет, а здесь за центральным павильоном – вытянутая восьмигранная площадь, затем прямоугольная, снова симметричная восьмигранная, и снова прямоугольная площадь, и в центре каждой площади фонтаны.



Так же последовательно раскрывалось содержание выставки: сперва шли республиканские и региональные павильоны, по кругу Закавказье, Эстония, Латвия, Литва и последнее здание отдано Молдавии. Вокруг каждого павильона – насаждение родной природы, возле Украины естественно смотрелись вишни и яблони, а у Дальнего Востока – карагач, сосна и пробковый дуб.



Дальше шли «Электрификация и механизация сельского хозяйства», а по сторонам, как крылья бабочки, «Растениеводство» с садами, огородами и посадками и «Животноводство» с фермами и выводными кругами. Делу время, но и потехе час, поэтому последняя, по периметру, зона отдыха с магазинами и ресторанами, двумя театрами и четырьмя кинотеатрами.



Павильоны создавали лучшие зодчие Советского Союза, ведь ВДНХ была опытным полем не только для агрономов, но и для архитекторов. Архитектура выставки должна была быть легкой, торжественной и максимально отображать особенности представляемого региона.



Подходя к павильону «Узбекистан» словно попадаешь в восточную сказку. В круглой беседке бьет фонтан, вокруг резных дубовых дверей – керамические панно с восточными узорами. Все, как было в 1954 году, только раньше по бокам за белыми колоннами стояли картины, рассказывающие о великих стройках Узбекистана.



Идеальный город невозможен без воды, поэтому на ВДНХ в зоне отдыха – спокойные пруды, а здесь, в выставочной зоне, торжественные фонтаны. Самый большой размером почти с футбольное поле. Центральная композиция навеяна сказкой Бажова «Каменный цветок». Цветок выложен смальтой, которую взяли в запасниках Академии художеств, она осталась после оформления Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.



По периметру вокруг каменного цветка 16 чугунных чаш, а 16 – это ключевое число в оформлении фонтанов ВДНХ, на предыдущем фонтане 16 золотых девушек, олицетворявших союзные республики, держали плоды родной земли, кто виноград, кто пшеницу.



Тема изобилия раскрывается последовательно, на предыдущем фонтане золотые девушки продемонстрировали нам плоды садов и огородов, а здесь плоды уже разделаны и приготовлены. Каменный цветок окружает 16 накрытых столов, по числу союзных республик, получилось бронзовая книга о вкусной и здоровой пище народов СССР.



Выставка расположена на севере столицы, и по размеру сравнима с небольшим городом, ну, например, ее территория – это половина территории исторического центра Москвы, Белого города, так что здесь есть, где погулять.



Логично закончить осмотр гигантских тыкв и холеных свиней сытным обедом, а нагулять аппетит на ВДНХ было где – здесь 65 километров дорог и тропинок, и чтобы хотя бы бегло осмотреть все павильоны, вам бы понадобилось пять дней.



На ВДНХ есть павильоны малоизвестные и в то же время уникальные. Есть павильон пятигранный, это неожиданно, не так много в мире пятигранных зданий. Это один из немногих сохранившихся неперестроенных павильонов 1939 года, он посвящен физкультуре и спорту.



На фасаде – значок ГТО, был такой комплекс физической подготовки с девизом «Готов к труду и обороне».



На старых фотографиях видно, что на башне были статуи, а вокруг – прекрасный парк, но социалистическая утопия в последнее время была не востребована и сильно заросла по краям.



Изящные колонны украшают павильон «Кролиководство» 1954 года. В идеальном мире не только люди, но и животные должны жить в дворцах. Перед входом фигуры работниц в белоснежных фартуках, на выставке когда-то было много идеальных советских людей: веселых колхозниц, энергичных шахтеров, заботливых матерей.



Они были из гипса, на бронзу и мрамор денег не было, а украсить хотелось. С утопиями всегда так, хочется сделать все сразу и быстро, а не ждать десятилетия. А быстро хорошо бывает редко, и большинство гипсовых статуй развалилось.



Кроме кроликов на выставке были сотни других животных. Цифры впечатляют: 800 голов крупного рогатого скота, 2000 овец, а кроме этого свиньи, козы, маралы, служебные собаки, был даже небольшой верблюжатник. Все это исчезло в 90-е годы, осталась только конюшня, она приносила доход. Так что единственные быки на нынешней выставке это каменные.



А когда-то сюда привозили рекордсменов со всего Союза. «Наш бугай один из первых на выставке, а сперва кричали, будто бракованный. Очухались и дали приз таки, весь в медалях он лежит, запакованный».



Любопытно, что на павильоне «Мясная промышленность» советские архитекторы сделали капители с быками такие же, как во дворце персидского царя Дария. Когда-то вокруг этого павильона был нальчинский сквер, то есть, его оформляли садовники из Кабардино-Балкарии.



Идеальный город должен утопать в зелени, и ВДНХ была и выставкой ландшафтного дизайна. Здесь устроили уголок Грузии, латвийский сквер, омский сквер, молдавский розарий, сочинскую горку. Была образцовая лесозащитная полоса и мичуринский сад с гибридами, но сегодня невозможно определить, где ты проходишь.



С начала выставка была полностью посвящена сельскому хозяйству, но в 1959 году решили начать демонстрировать весь спектр достижений народного хозяйства, и выставочную деятельность перестроили по производственно-отраслевому принципу. Свиноводство и Овцеводство остались на прежних местах, никто не хотел занимать свинарник, а вот роскошные павильоны союзных республик перепрофилировали.



Например, здания прибалтийских республик отдали Академии наук под физику, химию и биологию, а вот павильон «Земледелие», покрытый барельефами разных растений, совершенно неожиданно стал рассказывать о советском транспорте.



Павильон Карело-финской республики украшен уникальным фронтоном из мореного дуба. На нем вырезаны характерные для края трудовые сцены: лесоповал, уход за скотом, полевые работы. Когда выставка перешла на отраслевой показ, павильон некоторое время представлял культуру РСФСР, а затем стал «Советской печатью». Внешнее оформление никак не соответствовало содержанию, ни у этого павильона, ни у других, и фасады начали переделывать.



Павильон Азербайджанской республики был создан в 1939 году и при повторном открытии выставки в 1954 не перестраивался, он оказался одним из самых качественных и красивых на выставке. Восхищают мраморные порталы, покрытые майоликой.



На окнах деревянная решетка шебеке, здесь были наборные двери, позолоченные решетки. Когда в 1959 году сельскохозяйственной выставке решили добавить достижения науки и техники, павильон у республики отобрали. Ажурные сталактиты азербайджанского здания накрыли алюминиевым кубом и назвали павильоном Вычислительной техники.



Вот он, конфликт отцов и детей. В 60-е годы сталинская архитектура казалась старьем, безвкусицей, а может быть, и ассоциировалась с культом личности, и легко уничтожалась. Сегодня уже нам не нравятся лаконичные формы 60-ых, мы готовы сносить и строить что-то свое, что со временем не будет устраивать наших детей.



Пожалуй, ВДНХ – самый крупный из построенных единовременно архитектурных комплексов, кроме этого, потрясает дерзость замысла – попытались создать модель идеального мира, где самые толстые быки, пляшущие пастухи, поющие свинарки, дружба народов, золотые фонтаны и дворцы в национальных стилях.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва. Пешком». Фото без моих логотипов взяты из Сети.
Tags: ВДНХ, Жебрак, выставочная, пешком
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →