Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Categories:

Москва прогулочная

Каждый москвич знает несколько, пусть не потаенных, но не очень известных уголков, где интересно гулять, где уютно, необычно, есть, что посмотреть и что рассказать друзьям. И для этого у каждого есть свои самые любимые маршруты по переулкам Москвы.



Один из самых живописных переулков Москвы – Черниговский, он назван по церкви в честь черниговских святых Михаила и Федора. Отдельно стоящая трехъярусная мощная колокольня встречает на входе в переулок как триумфальная арка, словно приглашает зайти.



Колокольня сложна по архитектурным канонам – внизу тяжелый дорический ордер, выше – легкий ионический, и на третьем ярусе совсем воздушный коринфский. Колокольня построена в конце 18 века, когда на смену барокко пришел классицизм, и здесь есть элементы обоих этих стилей. Здесь есть классические колонны и треугольные фронтоны, а вот граненые купола со слуховыми окнами, это характерная деталь барокко.



Черниговский переулок некоторое время назад сделали пешеходным. Сегодня здесь можно почитать или выпить кофе, взятый в соседнем кафе. Черниговский князь Михаил и его приближенный боярин Федор прибыли в ставку к Батыю. И все посетители должны были пройти очистительные процедуры и поклониться идолам.



Христианин Михаил отказался: «Тебе, Батый, поклонюсь, ибо Бог поставил тебя царствовать на этом свете, а тому, что ты велишь, не поклонюсь». Михаил и Федор были казнены в орде и причислены русской церковью к лику святых.



На том месте, где по преданию москвичи встречали прах Михаила и Федора, поставили церковь в честь черниговских святых. Эта церковь построена в 1675 году в традициях русского узорочья. Над пирамидой заостренных кокошников возвышаются пять глав, как пять свечей в горсти.



Напротив храма в честь черниговских святых в том же 17 веке поставили церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, но иоанновский храм перестраивали в 18 веке, и получился слоёный пирог: внизу вырезанные из белого камня порталы и наличники, словно богатые бусы, это элементы русского узорочья, а выше – тоненький световой барабан, граненый купол, это 18 век. Также в эпоху барокко построена трапезная с эффектными наличниками с ушами.



На переломе переулка перед самой революцией в 1916 году архитектор Дулин поставил доходный дом, он рассчитан на рассматривание издали, все детали здесь наверху. На домах Дулина обязательно должна быть скульптура, ведь этот мастер, уже работая зодчим, учился в скульптурных классах Училища живописи и ваяния, и некоторые барельефы он делал сам.



Но Дулину не дали развернуться, все скульптуры отлиты с одной модели, повторенные по количеству простенков, наверное, хозяин дома экономил.



Еще один поворот переулка, и перед нами старинная усадьба 18 века. Дом в глубине широкого двора поставлен в начале 18 века, по сторонам были службы. Изначально это была дворянская усадьба, затем купеческий дом со складами, а в начале 20 века участок заняла гимназия Касицына. И архитектор Шервуд перестроил главный дом под учебное здание, снаружи оформив его под старину с элементами барокко.



Владимир Шервуд – потомственный архитектор, его отец – автор здания Исторического музея на Красной площади. Шервуд-сын не поставил таких знаковых зданий, но в целом построил больше, чем отец, 30 домов в Москве. На его домах всегда очень красивый богатый узор, здесь, например, интересные барочные наличники.



Усадьбу недавно занимал Фонд славянской письменности и культуры, много лет его директором был скульптор Вячеслав Клыков. Клыков сделал памятник Кириллу и Мефодию, учителям Лихудам, Сергию Радонежскому.



После смерти скульптора фонд поставил памятник своему директору. Это удачный портрет, и интересная находка с костюмом: плащ-дождевик и сапоги, словно скульптор сейчас выйдет не на обновленную Пятницкую, а на родные курские луга. Черниговский переулок протяженностью всего 200 метров, а сколько интересного он таит.



На Мясницкой улице стоит дом с двумя фасадами, от полукруглой ротонды отходят симметричные крылья, одно приглашает пройти по Мясницкой, а другое – завернуть в Бобров переулок. Бобров переулок короткий, но застроен исключительно интересными зданиями, и первое, угловое, в конце 18 века поставил архитектор Баженов для генерал-поручика Юшкова.



Говорят, масон Баженов устроил для масона Юшкова здесь специальные залы для масонских таинств. Может быть, когда-то в доме и были черные комнаты и потайные дверцы, но снаружи здание украшает классическая ионическая колоннада.



В 18 веке обширный участок за домом занимали сад, службы и флигели. Когда здание купили для Училища живописи, ваяния и зодчества, участок в глубине застроили корпусами с учебными классами и квартирами преподавателей. Здесь долгое время жила семья Пастернаков, Пастернак преподавал в училище.



Любопытная деталь – когда в начале 20 века корпуса глубине ремонтировали, то профессоров с семьями переселили сюда прямо в классы, ну а главный дом никогда не перестраивали. Считается, что это первый дом в Москве с угловой ротондой.



Следующее здание по Боброву переулку также играет с углом. На углу возвышается башня, а от нее отходят нарочито разностильные корпуса. Здание занимает Театр Калягина, режиссер решил сделать фасад похожим на театральную афишу, ведь в театре одновременно играют пьесы Шекспира, Брехта, Чехова, вот пусть и на фасаде будут элементы модерна, классицизма, барокко.



Архитекторы посчитали эту идею надуманной и слишком литературной, и долго не соглашались строить такую безвкусицу, но ведь деньги на стройку нашел Калягин, значит, ему музыку и заказывать, и в Москве появилось необычное театральное здание.



Самый уютный дворик в Бобровом переулке занимает библиотека имени Тургенева, это одна из старейших библиотек Москвы, она основана в 1885 году на деньги Варвары Морозовой. Изначально библиотека занимала другое здание на площади, отсюда и название – Тургеневская площадь.



Читальню на площади снесли при реконструкции в 1972 году, но со временем библиотеке передали вот этот комплекс старинных зданий. Когда прошла реконструкция, точно показывает стеклянный фонарь, это очень характерная деталь для 90-х годов прошлого века.



Во двор библиотеки стоит зайти и ради бюста Ивана Тургенева из мрамора и прекрасной работы. Это редкий материал для улиц Москвы, ну так памятник украшал раньше вестибюль библиотеки, а после переезда был выставлен на улицу в соответствии с лозунгом 20 века «искусство в массы». Голову лепил знаменитый скульптор Коненков, а в мрамор ее перевел ваятель Косов.



Еще одну пешеходную зону недавно устроили на улице Забелина, дорогу сузили до одной полосы, поставили лавочки и фонари. Физиология горожанина проста, стоит сделать удобно для ходьбы и сидения, как сразу открываются глаза, появляются время и желание рассматривать здания. Улица Забелина короткая, 200 метров, но ведь это путь на Ивановскую горку, один из семи московских холмов, здесь каждый шаг интересен.



У подножия Ивановской горки с 16 века стоял Соляной двор. Вокруг огромного двора были расположены лавки и амбары, где торговали солью, поташом, его добывали из золы, и соленой рыбой. Соляной двор разобрали только в 1910 году, на новом месте архитектор Шервуд построил для Московского купеческого общества комплекс доходных домов, его назвали в честь старого сооружения – «соляной двор».



Снаружи здания украшены классическими колоннами и вазами. Внутри несколько корпусов окружают: один проходной, скорее похожий на улицу, и два глухих двора. Соляной двор – это целый город в неоклассическом стиле. Говорят, Ленин собирался разместиться здесь со своим аппаратом, Кремль-то в результате ноябрьских боев был поврежден, но решил переждать в гостинице, пока Кремль восстановят.



Напротив Соляного двора стоит старинная усадьба середины 17 века, правда, флигели и господский сад давно перестроены, но палаты стоят, как прежде, еще в 17 веке, в середине участка. Последний раз дом перестраивали в середине 60-х годов 19 века, и тогда появился мезонин с красивым балкончиком.



Сегодня старинную усадьбу занимает Императорское православное палестинское общество. Общество основано в 1882 году для научной работы, помощи русским паломникам и просветительской деятельности. Палестинское общество основало в Палестине больше ста школ.



Несколько лет назад во дворе усадьбы поставили бюст основателю Палестинского общества. Автор памятника один из самых востребованных скульпторов современности – Рукавишников. Василий Хитрово жил в Санкт-Петербурге, но сердце его было в святой земле, он совершил несколько поездок в Палестину, основательно изучил регион и создал клуб единомышленников для укрепления связей между Россией и Палестиной. Хитрово же предложил слова для девиза общества, это слова пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь».



В конце улицы Забелина стоит один из самых старых храмов Москвы в честь святого Владимира. Он поставлен в начале 16 века возле загородного княжеского дворца. Да, да, когда-то здесь были сады, ведь улица Забелина упирается в Старосадский переулок. В начале 16 века князь Василий III повелел возвести возле своей загородной резиденции храм.



Строителем был один итальянцев, приглашенных Москву, Алевиз Фрязин, но в 17 веке русские мастера серьезно перестроили церковь, тогда появились пилястры, сложные формы и тонкие барабаны с красивыми орнаментами.



Можно ли поставить памятники всем хорошим писателям и поэтам? С одной стороны, талантов много, но и Москва большая, тем более, если не плодить огромные монументы, а ставить их во дворах и скверах. У кого из больших поэтов больше всего стихотворений о Москве? Наверно, у Цветаевой, но постоянно упоминает московские детали и Осип Мандельштам.



В Москве долгое время не было памятника Осипу Мандельштаму, и вот скульптор Елена Мунц выполнила бюст. Для установки выбрали небольшой скверик сбоку от дома, где Осип жил у своего брата в огромной коммуналке.



Ивановская горка называется по Ивановскому монастырю. Его заложил князь Василий III в честь рождения долгожданного сына Ивана. Монастырь, соответственно, назвали именем небесного покровителя наследника – Иоанна Предтечи. Но от старинных зданий ничего не сохранилось, обитель полностью выгорела во время французского нашествия 1812 года, и даже была упразднена.



Возобновился монастырь благодаря пожертвованию Макаровой-Зубачевой, она дала деньги на новый комплекс зданий. Ну а проект заказали архитектору, много строившему церковные здания – Михаилу Быковскому. Перед архитектором была поставлена сложная задача, для строительства монастыря он получил небольшой участок, с двух сторон зажатый жилыми домами, и двумя сторонами выходивший в крутые переулки.



Но Быковский – мастер пространственных решений, он связал все здания монастыря галереями и аркадами. Получилось большое количество уютных двориков, а пространство визуально увеличилась. Быковский украсил парадный вход двумя башнями-звонницами, чтобы монастырь стал похож на средневековую крепость.



После революции Ивановский монастырь заняло Министерство внутренних дел, здесь была тюрьма, складские, учебные помещения, архив, и москвичи знали Ивановский монастырь только снаружи. Но основные здания комплекса сохранились, проведена реставрация, и уже больше десяти лет монастырь открыт для посещения.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва. Пешком».
Tags: Жебрак, пешком, прогулки, прогулочная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →