Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Categories:

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Храм Николы в Хамовниках (ул. Льва Толстого, д. 2) по праву может называться одним из красивейших московских храмов. Исследователи относят его к стилю московского барокко конца XVII века.



Район Хамовники, ныне расположенный в самом центре Москвы, до начала 16 века относился к ее загородным территориям и представлял собой обширные луга для выпаса лошадей. В первой четверти века здесь был заложен Новодевичий женский монастырь, вокруг которого постепенно возникло несколько слобод, в которых жили крестьяне и ремесленники. Одной из них была Хамовная слобода.



В XVII в. в Москве широкое распространение получает ткачество — производство различных тканей и тканых изделий, которые находили применение как в одежде, так и в интерьере (скатерти, полотенца, салфетки и т.д.). Тканая продукция в значительном количестве требовалась на нужды царского двора, немало ее уходило и на рынок.



Основными поставщиками хамовной (ткацкой) продукции в Москве являлись Кадашевская и Хамовная слободы. В отличие от более многочисленных Кадашей, производивших полотно, из которого делалось бельё для государева семейства, Хамовники занимались тканьем столового белья для дворцовых нужд, а название их профессии происходит от старинного слова «хамьян», обозначавшего один из сортов недорогой шёлковой ткани (от старорусского слова «хам» - лён).



Возникновение Хамовной слободы относится к концу XVI в., когда сюда, в излучину Москвы-реки, переселили ткачей из деревни Константиновка близ Твери и поэтому первое время их поселение именовалось Тверской Константиновской слободой, а с XVII в. — Хамовной. По своим размерам она была довольно большой: в 1638 г. здесь считалось 38 дворов, а в 1653 г. — уже 90.



Тверские ткачи получали участки земли при условии выполнения хамовного дела на дворец: каждый двор обязан был выработать определенное количество материала пропорционально занимаемому участку. За нормальный участок в 240 кв. саженей полагалась полная норма выработки, или целое «дело», за половинный участок — «полдела» и т.д.



Всего в Хамовниках в начале XVII в. считалось 29 «дел», в конце XVII в. — 51,75 «дела». В среднем за год в слободе производилось до 230 кусков полотна. От других повинностей и служб жители слободы были освобождены, а за свой труд получали денежное и хлебное жалованье (в среднем 1 рубль и 6—7 четвертей ржи или овса за одно «дело»).



Центром Хамовной слободы стала церковь Николы, что в Хамовниках. Впервые она упоминается как деревянная в 1625 г., а в 1657 г. значится уже каменной. Существующее ныне здание храма было построено несколько позже — его заложили в мае 1679 г., а освятили летом 1682 г.



Храм этот был построен на личные средства ремесленников-ткачей. Своим покровителем они считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. В честь этого великого святого и была освящена церковь в Хамовниках.



Архитектура напоминает корабль – такая схема строительства православных храмов была принята во второй половине 17 века. Стоит отметить, что шатровая колокольня Николо-Хамовнической церкви является одной из самых больших в столице.



В 1812 году, когда в Москве недолго хозяйничали французы, храм был частично разрушен и полностью восстановлен только к 1849 году. А несколькими годами ранее в нем появилась настенная роспись, которую современники могут увидеть и поныне.



Никольская церковь никогда не закрывалась. И даже в годы воинствующего безбожия люди могли прийти и помолиться о тех, кому нужна была помощь в то нелегкое время.



Как тогда, так и сегодня, люди, пришедшие в храм, обязательно преклоняют свои колени перед храмовой святыней – иконой Божией Матери «Споручница грешных».



Интересна история реликвии. Какое-то время образ находился в Николо-Одринском монастыре и был всеми забыт. Однажды жена некого купца пришла в монастырь и принесла своего больного ребенка с просьбой отслужить молебен именно перед этой иконой. После молебна ребенок быстро пошел на поправку.



Чудодейственную силу образ проявлял затем еще не раз. Вскоре список с чудесного образа оказался и в Николаевском храме. Сегодня это главная церковная святыня, которая не перестает удивлять своими необычными свойствами.



В 2008 году храм отмечал юбилей - вот уже 160 лет икона находится в Николаевской церкви.



Прихожанами церкви в Хамовниках в свое время было немало известных людей. Так, культовое здание посещал Лев Толстой. Писатель жил недалеко и даже упоминал храм в своих произведениях.



Этот храм крайне неудобен для фотографирования. Летом он почти со всех сторон закрыт листвой, и расположен на шумном Комсомольском проспекте, мешающем найти удачный ракурс.



Fais se que dois adviegne que peut.
Tags: Никола, Николай Чудотворц, Толстой, Хамовники, ткач
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →