Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Categories:

Музей-заповедник «Коломенское»

"Метелью майской с яблонь лепестки
Летят, неслышно падая под ноги,
А лёгкий ветерок с Москва-реки
Уносит все сомненья и тревоги.
А над холмами колокольный звон...
Коломенское, вне границ времён."
(Евгения Шарова)

Музей-заповедник Коломенское – это царская усадьба с древними архитектурными памятниками и обширный парк, одно из самых интересных мест в Москве. С ним связано множество страниц и событий русской истории.




Первое, что встречается на пути от автомобильной стоянки к Государеву двору, это Борисов камень.



Гранитный «Борисов камень» – пограничный знак владений полоцкого князя Бориса в верховьях Северной Двины. Датируется 12 веком. На камне выбита надпись: «Господь, храни раба твоего Бориса».



Далее мы видим памятник государю Петру I скульптора Георгия Франгуляна. Я неоднократно слышал, что памятник этот сделан "в натуральную величину". Поставив рядом свою супругу, я убедился, что это не так, иначе Пётр был бы ростом почти три метра, а он, как известно, был всего лишь около двух.



Я неоднократно слышал всякие байки про то, что изначально царь был низкий, а потом его "подменили", и он вырос. Внутри домика Петра, который находится здесь же, есть зарубка, её древность подтверждена экспертизой. Рост Петра составлял 204 см.



Мне не нравится эта статуя. И статуя Шемякина в Питере мне тоже не нравится. Церетели, и тот лучше сделал Петра.



В 1934 году в парк Коломенское перенесен домик Петра Первого, изначально построенный в устье Северной Двины. Он является единственным в Москве мемориальным музеем, посвящённым Петру.



Небольшой деревянный дом был построен в устье Северной Двины в 1702 году специально для Петра I, прибывшего в Новодвинскую крепость. В ожидании повторной осады Архангельска Пётр прожил в домике более двух месяцев, и покинул её только убедившись, что нападения шведского флота не последует.



По-видимому, домик уцелел только благодаря своей причастности к жизни царя. Первоначально он стоял на острове Маркова — низком, болотистом месте, подверженном частым наводнениям. В 1710 году домик был повреждён принесёнными водой льдинами, после чего его перенесли на форштадт Новодвинской крепости.



Власти Архангельска в 1930-е годы приняли решение разобрать домик Петра I. Спасти его удалось благодаря стараниям первого директора музея-заповедника «Коломенское» Петра Дмитриевича Барановского, который по роду своей деятельности обмерял и описывал церкви, намеченные к сносу.



До своего ареста в 1933 году Барановский успел включить домик Петра I, именовавшийся в документах XVIII–XIX веков дворцом Петра I, в список объектов, которые необходимо переместить в московский музей-заповедник.



Дубовая роща в Коломенском. Это, пожалуй, самые древние дубы в России (но не в СССР, говорят, в Литве есть дубы ещё древнее). Кого помнят эти дубы? Петра Первого и Алексея Михайловича точно помнят. Ивана Грозного - скорее всего тоже. А вот Ивана Калиту или Дмитрия Донского? Этого не знает никто.



Сейчас дубы обнесены забором, а раньше к ним можно было подойти. Считалось, что если ты обойдёшь по часовой стрелке три раза вокруг самого древнего дуба, все твои желания непременно сбудутся. Недавно тут появилась Половецкая баба, конец XI—XII вв. — надмогильный памятник над курганом половца-кумана. Только это не баба, а мужик. Слово «баба» тюркского происхождения и означает «отец».



Челобитный столб в Коломенском – это один из самых необычных памятников архитектуры России. Столб расположен у главного фасада разрушенного дворца царя Алексея Михайловича.



Название указывает на его функцию – места подачи челобитных – просьб и жалоб – великому государю, а также публичного оглашения царских приговоров и повелений. В советскую эпоху столб имел название – Часовой столб.



Согласно легенде, село Коломенское было основано выходцами из Коломны, которые пришли в эти места, спасаясь от нашествия хана Батыя еще в 1230-х годах. Первое письменное упоминание села датируется 1336 годом: в духовной грамоте Великий московский князь Иван Калита завещал наследникам свою подмосковную вотчину.



Интересно, что на территории музея находилось до начала 80-х годов XX века село Коломенское, в котором проживали местные жители, ведшие, по устным преданиям, свой род от дворовых людей царя Алексея Михайловича. Строения, в которых они проживали, были построены из толстых бревен, однако внешне скорее напоминали не классические русские избы, а современные двухэтажные бараки или многоквартирные дома. Причем возраст некоторых строений был более 300 лет.



Передние ворота служили парадным въездом в царскую усадьбу XVII в. Воздвигнуты в 1671—1673 гг. Ворота состоят из четырёх ярусов и завершаются башней с восстановленным в 1994 г. двуглавым орлом. В звоннице башни размещаются колокола часового боя. Над арками входа помещается Органная палата, в которой в XVII в. находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, находившихся внизу у Передних ворот. Львы, приветствуя гостя вращали глазами, поднимали лапы и издавали рёв. Над Органной палатой находится Часовая палата с действующим механизмом.



Задние, или Спасские ворота у западной границы Государева двора и с конца XVIII века служили основным въездом на хозяйственный двор царской резиденции.



От ворот ходят вот такие паровозики, на них можно добраться в дальние уголки Коломенского, например, ко дворцу Алексея Михайловича.



Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667—1668 гг. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран. И сейчас он находится на другом конце парка.



Церковь Вознесения Господня впервые упомянут в 1532 г. По легенде, храм был возведен в честь рождения наследника Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного. Церковь Вознесения – самое высокое архитектурное сооружение своего времени на Руси (его высота составляет 62 м). Величественная шатровая церковь считается «жемчужиной» Коломенского.



Архитектурный стиль шатрового храма называется «восьмерик на четверике». Таких церквей в России, кажется, всего 11 штук, потому что в 17 веке патриарх Никон запретил строить такие церкви, как не соответствующие канонам.



Композитор Гектор Берлиоз писал: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь – та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, – это из области того, что я видел самого удивительного».



Церковь Георгия Победоносца была построена в 16 веке на месте деревянной церкви, построенной в 14 веке. Старую церковь заложил ещё Дмитрий Донской, которого после его знаменитой победы москвичи встречали на этом самом месте "хлебом-солью, серебром да соболями".



Стиль храма совершенно уникальный для того времени, он называется "иже под колоколы" - церковь на первом этаже, колокольня на втором. Церковь Георгия Победоносца служила звонницей для главного храма - храма Вознесения.



А это никакой не храм, а просто Водовзводная башня. Построена в 70-ые годы XVII века для размещения водоподъёмного механизма, снабжавшего водой Государев двор.



Чуть поодаль стоит Дворцовый павильон, который называется "Чайный домик". Ранее здесь был комплекс зданий императорского Александровского дворца в стиле ампир, но он не сохранился, осталось только это строение.



Ещё дальше - вот такие столбы-тотемы. Вокруг них на Масленицу водят всякие хороводы.



Ну а мы спускаемся к Москва-реке. Праздничный день, прекрасная погода, народу просто море.



Для увеселения гуляющих на каждом шагу предлагается медовуха, сбитень и пиво в розлив. Я сейчас с удовольствием приложусь вон в том ларьке возле речки.



Какое наслаждение в майский день посидеть с кружкой медовухи у Москвы-реки.



Весь народ вокруг чувствует то же самое. Нет пьяных, нет агрессивных, все наслаждаются весной, на лицах блаженство.



Это просто лежбище какое-то. Но что может быть приятнее, чем после долгой зимы поваляться, наконец, на свежей травке.



Голландский домик Петра I воспроизводит в подлинных размерах домик Петра I в Заандаме, который является старейшим деревянным домом в Нидерландах. «Оригинал» был построен в 1632 году из деревянных деталей отслуживших свой век судов и представляет собой образец дешёвого жилья моряков и рабочих в Голландии середины XVII века.



Перед нами музей деревянного зодчества. Он был основан в 1923 г. по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки со всей России.



Нет весной в Москве ничего красивее Коломенского. Количество цветущей черёмухи, яблонь, вишен превышает здесь все мыслимые пределы. Ты словно идёшь в метели из белых лепестков.



Я сейчас точно не помню, как там, в Раю, но абсолютно уверен, что мой Рай будет выглядеть очень похожим на этот парк в солнечный майский день. А чего ещё надо-то?



Музей деревянного зодчества насчитывает десятки строений, они достаточно похожи, рассмотрим только несколько из них.



"Ещё не вся черёмуха
К тебе в окошко брошена."



В 1932 году в Коломенское была перевезена надвратная башня Николо-Корельского монастыря, существовавшего в 34 верстах от города Архангельска, и в 2-х верстах от Белого Моря. (Ныне это территория города Северодвинска).



Башня Братского острога. Острог находился на левом берегу Ангары, на пригорке, имел по углам четыре башни: «под тремя башнями три избы, четвертая порожняя да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня да анбар новый рублен с перерубом трех сажен печатных».



Моховая башня Сумского острога. Сумский острог, располагавшийся на берегу Белого моря, был деревянным, как и множество других русских крепостей XVI–XVII вв. Фортификационное искусство мастеров, строивших эти крепости, достигало столь высокого уровня, что стены и башни выдерживали «огненный бой». К настоящему времени от Сумского острога осталась только одна северо-западная (Моховая) башня, срубленная в начале 1680-х годов.



«Усадьба пасечника», находящаяся на территории музея-заповедника, отражает основные черты русского пчеловодства и быта пчеловода. Пчеловодный промысел Руси – один из самых древнейших. Его истоки восходят к ранней истории человечества.



В усадьбе установлен деревянный колодец. Вокруг обилие всевозможных цветов, летом здесь такой запах, что кружится голова.



Водяная мельница на реке Жуже и пруд с лебедями. Жужа — малая река, правый приток Москвы-реки. Судя по всему, её название происходит от слова "жужжать".



Соколиный двор в Коломенском – это один из наиболее популярных дворов России. Он являлся наилучшим и самым крупным Соколиным двором в Европе. Этот двор представляет собой огромный хозяйственный комплекс, который предназначался для содержания ловчих птиц.



Церковь Георгия Победоносца — памятник деревянного зодчества Русского Севера. Построена в 1685 году на берегу реки Ёрги (современная Архангельская область).



От Задних до Передних ворот можно пройти по аллее и полюбоваться на домашний храм царя – церковь Казанской иконы Божьей матери. Он очень нарядный, с золотыми звездочками на луковках. Здесь находится одна из самых почитаемых на Руси икон – чудотворная «Державная Богоматерь».



Что значит "домашний храм"? Это значит, что из дворца царя в церковь был сделан переход, и Алексей Михайлович с семьёй ходил на молитву не выходя из дома.



Вокруг церкви - яблоневый сад, просто какое-то буйство белого цвета.



Через овраг, на крутом и высоком берегу реки Москвы, на территории стоит прекрасный памятник русской архитектуры - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Строительство церкви посвящено зачатию или рождению царя Ивана IV Грозного, давно ожидаемого наследника престола. В связи с тем, что Василий III намеревался дать наследнику имя деда Ивана III, она посвящена Иоанну Предтече.



Храм этот необычен и очень интересен по своей архитектуре. Симметричная группа состоит из пяти восьмигранных столпов, изолированных друг от друга. Четыре из них, одной гранью примыкающих к центральному столпу, соединены общей галереей. Все это опирается на общий фундамент. Центральная башня имеет в высоту 34,5 метра, высота остальных по 17 метров. В каждой башне имеется свой вход и отдельный алтарь.



Предполагается, что авторами церкви в Дьякове были зодчие Постник и Барм. То есть те самые, которые построили Храм Василия Блаженного. Храм стоит на самой высокой точке Коломенского. Отсюда открывается прекрасный вид на Москву. Далеко, в Печатниках, мы видим купола Николо-Перервенского монастыря.



Именно этот храм был выбран царем Иваном IV для праздничных богослужений и пиров в дни своего рождения. Сюда же, следуя придворному обычаю, ходили первые цари династии Романовых слушать всенощную, обедню и вечерню на день Усекновения главы Иоанна Предтечи.



В 1988 году известный поэт и композитор Игорь Тальков, прогуливаясь по деревне Дьяково, обнаружил неподалеку от заброшенного, и к тому времени уже полуразрушенного храма, лежащий на земле крест, по всей видимости упавший или сбитый кем-то с одного из куполов. Крест был покорежен и частично изуродован вандалами, и чтобы спасти его от уничтожения, музыкант решил забрать его домой. Он собирался вернуть крест в церковь, когда её начнут реставрировать, но сделать этого не успел. Этот случай описан в его книге «Монолог».



От храма мы спускаемся по очень высокой лестнице в Голосов овраг, который делит Коломенское на две части. Это странное место. Говорят, в начале XVII века здесь появился отряд татарских всадников во главе с сотником войска Девлет Гирея, которые исчезли здесь 50 лет назад. Они рассказали, что они пытались скрыться от преследования в Голосовом овраге и встретились в нём со странным зеленоватым туманом. Дальше ничего не помнят. Ещё одна загадочная история, это исчезновение двух крестьян, которые ещё до войны с Наполеоном ночью отправились из деревни Дьяково в деревню Садовники через овраг и попали в тот же зеленоватый туман. По пути они присели отдохнуть на Девин камень. Вышли из оврага они через 21 год.



В самом овраге расположены древние камни, вероятно, имевшие сакральное значение, — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень. Вот Девичий камень. Чтобы сбылось желание, надо разуться и на нём посидеть. Это для девочек. Фото не моё.



А для мальчиков есть Гусь-камень. Но на нём сидят намного реже. Почему, я не знаю.



В конце путешествия мы всегда заходим в одну из многочисленных кафешек в парке. Их тут полно. Когда-то здесь было вкусно, дёшево и сердито.



Коломенское в кинематографе

Другие усадьбы и парки:

Усадьба Абрамцево
Усадьба Алтуфьево
Усадьба Архангельское
Усадьба Большие Вяземы
Усадьба Боблово
Усадьба Братцево
Усадьба Валуево
Усадьба Дубровицы
Усадьба Захарово
Усадьба Знаменское-Губайлово
Усадьба Кусково
Усадьба Ленинские Горки
Усадьба Люблино
Усадьба Мелихово
Усадьба Мураново
Усадьба Остафьево
Усадьба Свиблово
Усадьба Середниково
Усадьба Тараканово
Усадьба Узкое
Усадьба Усачёвых-Найдёновых
Усадьба Ховрино (Грачёвка)
Усадьба Шахматово
Усадьба Ярополец-Гончаровых
Музей-заповедник Коломенское
Музей-заповедник Царицыно
Александровский сад
Екатерининский парк
Лефортовский парк
Нескучный сад
Парк искусств Музеон
ЦПКиО имени Горького
Tags: Алексей Михайлович, Барановский, Борисов камень, Василий III, Голосов овраг, Государев двор, Гусь камень, Девичий камень, Дьяково, Жужа, Иван Грозный, Коломенское, Петр I, Соколиный двор, Усадьба пасечника, Челобитный столб, музей деревянного зодчества
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →