?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Собор Казанской иконы Божией Матери - православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Это первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.



Впервые Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади упоминается в летописи за 1625 года. На деревянный храм средства пожертвовал князь Пожарский. Икона Казанской Богоматери, в честь которой был освящен Собор, в то время была самой почитаемой.



По преданию, девочка 9 лет трижды увидела во сне Богородицу, жестом указывающую ей на руины дома. Священник Ермолай, которому был поведан сон, нашел на развалинах икону. Случилось это в Казани, в 1579 году.



Деревянный Собор в скором времени сгорел в пожаре. На его месте в 1635 году возводят каменный храм. Средства предоставил сам царь - Михаил Федорович. Новое здание храма Казанской иконы Божией матери было выполнено в трех цветах, каждый из которых имел свой смысл.



Золотой символизировал религиозное предназначение постройки, красный цвет означал кровь Христа, а также огонь, который карает и обновляет, белый - цвет святости и чистоты. По Византийской традиции, такое цветовое решение означает то, что Собор создавался, в первую очередь, как воинский.



В Казанском Соборе иконы Божией Матери на Красной площади Москвы периодически осуществлялись крестные ходы, в которых участвовали и русские цари.



В храме в свое время служили протопопы Аввакум и Неронов, не принявшие Никоновскую церковную реформу. Несогласные с нововведениями Никона служители храма были высланы в заточение.



Революция 1917 года стала переломным событием в жизни храма. Архитектор Барановский успел сделать замеры здания, что в то время было не только сложно, но и небезопасно.



В 1930 году Казанский Собор на Красной площади закрывают, а в его стенах появляется столовая. Через 6 лет святыня была полностью разобрана.



На месте храма Казанской иконы Божией Матери открывается павильон III Интернационала, а для его посетителей - общественный туалет, который просуществовал на месте святых алтарей до 1990 года.



Лишь в этот период начинаются работы по восстановлению храма. Замеры Барановского оказались как нельзя кстати. Казанский собор иконы Божией Матери на Красной площади оказался на своем первоначальном месте. Наконец, святыне вернули ее предназначение. Сегодня она - один из известнейших и самых почитаемых храмов столицы.



Fais se que dois adviegne que peut.

Comments

raven_yellow
Jun. 12th, 2016 12:56 pm (UTC)
С этим не поспоришь. Конечно бутафория. Более того, в таких храмах не бывает того духа старины или даже святости, который есть в старых. Это не объяснить, только почувствовать.
ser_stepanov
Jun. 12th, 2016 04:26 pm (UTC)
Должно пройти лет пятьдесят, чтобы вернулся дух в храм.
Покрылся бы патиной времени.
При Екатерине 2 снесли кремлевскую стену и башни вдоль Москва-реки.
Потом восстановили. Но мало кто об этом знает.
Стены и башни такие же как и не разобранные.

Казанский собор мне не нравится.
Посмотрели какую-то старую литографию с шатровой колокольней и прилепили.
Барановский реставрировал собор, который был в классических формах и другой колокольней.
Он провел фундаментальную работу и взору предстал оригинальный храм в формах 16 века.
А потом всё это снесли.
А потом воссоздали заново.
Такая наша история...

В 1984 году были с женой в Кремле в Теремном дворце.
Больше всего поразил запах плесени, такое ощущение 350-ти летней истории.
Там бывает мало посетителей. Нет "проходного двора".
Да и реставраторы особо не буйствуют.
В Ленинграде, Петербурге была и есть школа реставраторов на порядок солиднее,
чем в Москве.
После войны, которая превратила в руины архитектуру пригородов, было принято решение о воссоздании
разрушенного. Было сказано, что только люди, которые видели дворцы во всей красе, могут воссоздать
их правильно.
В Москве восстанавливают и реставрируют много всего.
Но ощущение тяжелое.
Есть, правда, положительные примеры.
Это церкви Большого и Малого Вознесения на Никитской.
В первой случае сделали новую колокольню, взамен разрушенной шатровой.
В стиле в каком сделала сама церковь.
И это получилось очень здорово.
Ну а Малое Вознесение.
В советское время совершенно невзрачная церковь.

Церковь Вознесения Господня на Никитской - Малое Вознесение
А вот современная фотография.

Церковь Вознесения Господня на Никитской
raven_yellow
Jun. 12th, 2016 05:10 pm (UTC)
Спасибо большое за дополнения, с большим интересом прочитал. Как жалко, что Барановский так мало успел (и многое ему не дали сделать). Таких людей было очень мало.
А строят, абы как, народ хавает, деньги пилят, тем более городскому начальству милее тысячи пасхальных яиц и всякая мишура, чем история. Вот бы все оставалось, как в Крутицком подворье, с небольшими доработками, было бы лучше всего.
ser_stepanov
Jun. 12th, 2016 05:28 pm (UTC)
Барановский много сделал в деле реставрации Крутицкого подворья.

В Москве строят много новых храмов.
Одни я видел воотчию, другие видел на фотографиях.
В частности пользователя https://fotki.yandex.ru/users/ninalpru/album/86395/.
Сформировалась мысль, что по архитектуре новых храмов мы находимся в 16-17 веках.
Строят в традициях той эпохи. Новых церквей в стилях барокко, классицизма, московского барокко практически нет.
Потому, что проще проектировать и строить.
Иногда строят монолитным железобетоном... Это, вообще, запредельно.

raven_yellow
Jun. 12th, 2016 06:30 pm (UTC)
Спасибо за еще один интересный архив. Честно говоря, из новоделов мне мало что нравится. Вот Неувядаемый цвет в Рублево (есть на этом сайте) очень неплохо для новодела смотрится, я недавно был там, фотографировал. Ну есть еще пара оригинальных, например, в Ясенево, но в большинстве случаев - одно и то же. Ну а уж железобетон, это просто нонсенс, но они же экономят на всем.

Profile

Жёлтый ворон
raven_yellow
Алексей

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com