Согласно первому преданию, князь Дмитрий Донской и его свояк – Дмитрий Волынский по прозвищу «Боброк», объезжая накануне битвы Куликово поле, дали обет в случае победы основать монастырь. Поэтому монастырь и называется «обетным».
Дмитрий Боброк-Волынец был женат на сестре великого князя Дмитрия Донского Анне. Проявил себя как талантливый полководец, с его именем связаны многие выдающиеся победы. Он был воеводой засадного полка в Куликовской битве, решившего её судьбу.
Новый монастырь устроили на земле, пожалованной в удел Боброку, рядом находилась усадьба знаменитого воеводы. Престол главного храма освятили в честь праздника Рождества Богородицы, в этот день год назад (20 сентября 1380 года) и произошла битва на Куликовом поле.
Первыми насельниками монастыря были участники Куликовской битвы, после побоища осталось много увечных воинов, не способных далее служить князю. С тех пор в обители совершается поминовение павших в битве русских витязей.
Новый монастырь имел и стратегическое значение – он сторожил дорогу из Владимира в Коломну. Его оборонительную функцию косвенно подтверждает и одна из монастырских легенд, сообщающая, что в древние времена существовал подземный ход, тянувшийся от Бобренева монастыря, проходящий под Москвой-рекой и выходящий к Пятницким воротам Коломенского кремля.
Возможно, такой подземный ход и правда существовал, но вел он не под русло, а на берег Москвы-реки. Такие выходы давали возможность осажденным тайно уйти по воде. От Бобренева монастыря до Коломенского кремля и Москвы-реки около полутора километров.
Согласно другой версии, монастырь основал вовсе не воевода Боброк, а раскаявшийся разбойник Бобреня. Случай, кстати сказать, не редкий. Так, например, Оптину пустынь также основал Опта — известнейший до раскаяния в те времена разбойник, Николо-Берлюковскую пустынь в ближнем Подмосковье — разбойник Берлюк. Троицкий монастырь в Лебедяни (Липецкая область) — разбойник Тяпка. Николо-Стороженскую обитель у Ладожского озера — разбойник Козьма (в иночестве Киприан).
Существует и третья версия, согласно которой свое название монастырь получил от слободки Бобрихи, располагавшейся недалеко от стен обители.
Первоначально монастырь был особножительным: каждый из его обитателей самостоятельно справлялся с хозяйством, общей трапезы не было. Позднее, как и большинство монастырей в России, он перешёл на киновиальный, то есть общежительный устав. В конце XVIII века, до самого упразднения Коломенской епархии, монастырь служил летней резиденцией владык.
В это же время, «благодаря» екатерининским реформам, коломенские обители пришли в упадок. Бобренев монастырь уцелел, а вот Старо-Голутвин закрыли. Вскоре два мужских монастыря объединили в один, который стал называться Бобренево-Голутвинским.
Сохранившиеся до наших дней храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Фёдоровская.
На территории Бобренева монастыря в 1860 году был воздвигнут храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Список с этого чудотворного образа долгое время находился в небольшой часовенке на въезде в Коломну, у Московской заставы. В 1813 году его перенесли в монастырь, устроив Феодоровский придел в действующем храме Рождества Богородицы.
У этого чтимого образа происходили исцеления, которые нельзя было расценить как простые совпадения - иные против всякой медицинской науки не только того времени, но и современной. Деньги на строительство величественного Феодоровского собора дал известный коломенский благотворитель купец Д. И. Хлудов.
С приходом Советской власти запустение монастыря наступило очень быстро. Бобренев, как и другие коломенские обители, разграбили, «национализировав» драгоценные кресты, ризы с икон и Евангелий, даже богослужебную утварь. Богородице-Рождественскую церковь превратили в мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники.
Дольше всего служил «народному хозяйству» бывший Феодоровский храм: здесь, как и во многих других церквах по всей стране, устроили склад удобрений. А для того, чтобы трактору было удобно заезжать туда, сделали широкий проход через алтарь, проломив для этого восточную стену храма.
Когда в 1992 году этот клочок израненной земли передали Церкви, сюда приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Картина разорения, открывшаяся его взору, была столь печальной, что, как признавался владыка, у него были большие сомнения по поводу возможности когда-либо восстановить обитель.
И всё-таки было принято правильное решение - Богородице-Рождественский Бобренев монастырь вновь стал действующим. Понемногу восстановили сначала старинный храм Рождества Богородицы, один из корпусов, ограду, затем принялись за Феодоровский храм, более всего пострадавший, буквально изъеденный удобрениями.
Когда-то монастырь привлекал паломников не только чудотворным списком Богородичной иконы, но и своей удивительной акустикой, которую нельзя было объяснить архитектурными особенностями. Во время церковных служб под его сводами звучало необычное многоголосное эхо, словно подпевавшее монастырскому хору. Странное явление прозвали «хором поющих ангелов», послушать его приезжали издалека.
Через некоторое время после того, как монастырь открыли вновь, «ангельский хор» зазвучал Рождественском храме, в его древнейшей части - четверике. Когда же был восстановлен и Феодоровский собор, удивительное эхо исчезло. Наоборот, все звуки там как бы «уходили в вату».
Но прошло немного времени, и в соборе опять появился «ангельский хор», так что даже пение одного человека во время службы кажется многоголосым. Невозможно указать чёткое направление источника звука.
Взамен утраченного в годы гонений чтимого списка Феодоровской иконы здесь появился одноимённый образ современного письма. Его привезла одна женщина из Москвы, рассказав, будто увидела во сне, что должна передать монастырю именно эту икону.
Теперь перед ней молятся и насельники монастыря, и, конечно, паломники, получая утешение в скорбях. Особенно полюбили «Фёдоровскую» женщины: есть множество свидетельств о помощи в чадородии, о чём говорят и многочисленные «привесы»: драгоценные украшения, переданные в дар благодарными прихожанками.
Если смотреть на Бобренев с противоположного, «коломенского», берега Москвы-реки, поражаешься красоте открывающегося вида. Среди бескрайних полей, вольно раскинувшихся на замоскворецких просторах, издалека видны, словно игрушечные, его храмы и башенки. Недаром «Вид на Бобренев монастырь» - излюбленная тема не только коломенских, но и заезжих художников.
Все фотографии двухлетней давности. В этот раз мы не попали в Бобренев, во-первых, он оказался весь в строительных лесах, во-вторых, мост через Москву-реку был «поднят».
Прогулки по Коломне:
История города
Коломенский Кремль
Бобренев монастырь
Брусенский монастырь
Ново-Голутвин монастырь
Старо-Голутвин монастырь
Музей пастилы
Музей калача
Ахматовские места
Храмы Коломны
Домики Коломны
Борщ в хлебе
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →