Алексей (raven_yellow) wrote,
Алексей
raven_yellow

Categories:

Московские легенды. Меншикова башня

Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах – самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве. Автором проекта называют Ивана Зарудного и предполагают участие Доменико Трезини.



Интересны обстоятельства, при которых Меншикова башня была построена. В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения находились Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников.



А внутри города рядом с воротами в 1699 г. купил усадьбу А.Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это ещё до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго.



Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать своё дело, а отходы производства сбрасывали в пруды, расположенные неподалёку. Пруды эти источали дурной запах, отчего и получили у москвичей неблагозвучное название «Поганых» прудов. Крепостная стена могла защитить город от врага, но защитить от дурных запахов она была не в состоянии. Так что ароматы доносились до носа Александра Даниловича и, надо думать, сильно ему досаждали.



Спрашивается, а зачем он тогда покупал усадьбу здесь? С его возможностями можно было приобрести владение и в более подходящем месте. Дело, наверное, заключалось в Мясницкой, по которой проходила одна из дорог в Немецкую слободу. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить пруды, которые с тех пор стали называть «Чистыми». Нынешний пруд – искусственный, вырытый уже после пожара 1812 года. Все старые пруды видимо тогда же засыпали.



Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого, которая считалась гордостью и одной из достопримечательностей Москвы. Горожане, невзлюбившие князя, считали, что этим самым Меншиков попытался «уязвить» их.



В Москве существовал строжайший запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. Есть версия, что постройку башни Меншиков затеял не по своей воле. Превышать высоту Ивана Великого ради своей амбиции ему бы не позволили. Ясно, что строить велел сам Пётр Первый. И то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта.



В Москве Петра волновала судьба Немецкой слободы, которую ещё недавно хотели вырезать стрельцы. В ней был спешно построен дворец Лефорта (фактически крепость). До смерти Лефорта в 1699 г. был даже Лефортовский полк. Нужна была надёжная связь Слободы с Кремлём и не только гонцами. Скорее всего, Меншикову башню строили, чтобы принимать тревожные сигналы из Немецкой слободы и передавать их в Кремль, а возможно также в верный Петру полк Лаврентия Сухарева, располагавшийся у только что выстроенной Сухаревой башни. В Москве говорили, что через башню Меншикова Кремль переговаривается с Кукуем (Немецкой слободой).



О том, что башня использовалась в системе государственной сигнализации, можно судить по следующим фактам. Почти сразу же после завершения строительства башню надстроили. Похоже, выявились недостатки зрительной связи между Сухаревой башней и Кремлем. На верхнем этаже Сухаревой башни располагалась обсерватория, она была снабжена приборами и устройствами для приема зрительных сигналов. Заведовал обсерваторией Яков Брюс - лицо, не просто сведущее в точных науках, но и пользовавшееся огромным доверием царя.



Если в Московском Кремле принимали сигналы со стороны, то удобнее всего это было делать с колокольни Ивана Великого. Такое допущение объясняет, почему в Москве запрещалось строить высокие сооружения (чтобы не заслонять обзор) и почему Меншикова башня была построена с нарушением этого запрета (чтобы установить зрительную связь как с Кремлем, так и с Немецкой слободой).



Расположение Меншиковой башни вблизи от нынешнего Московского почтамта также наводит на интересные догадки. Зрительные и звуковые сигналы могли передавать лишь самую краткую информацию типа «Опасность!». Но подробности приходилось дублировать при помощи гонцов. Отсюда ясно: где-то поблизости от Меншиковой башни должны были находиться дома и дворы гонцов. Вот почему уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт.



А в 1723 году башню постигла страшная участь. Произошло событие труднообъяснимое. 13 июня один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день во время отпевания над церковью сгустились тучи, загремел гром, и молния ударила прямо в крест, загорелся купол.



Когда огонь перекинулся на ферму, сделанную из дуба, то стали обрываться колокола и проламывать церковные своды. Упавшие колокола и огонь погубили людей, выносившие в это время ценности и реликвии. Верх башни был целиком утерян. Таким образом, по мнению москвичей, само провидение наказало Меншикова за гордыню.



В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. В 1787 году церковь взялся восстановить Гавриил Измайлов, принадлежащий к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. В Кривоколенном переулке, недалеко от церкви Архангела Гавриила, в доме профессора Шварца проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.



Долгое время власти снисходительно взирали на существование в стране масонских лож. Екатерина II считала, что это всего лишь безобидное увлечение мистическими учениями. Все изменилось, когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором. Из расшифрованной тайной переписки явствовало, что «поборники просвещения» готовили государственный переворот. В итоге несколько высокопоставленных масонов были арестованы и заточены в Шлиссельбургскую крепость.



Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. В 1852 г. митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал все это уничтожить. Дошедший до нас многочисленный скульптурный декор – это не просто лепка или резьба, это «сюжетная скульптура» на евангельские темы, едва ли не первая в московской традиции.



Напоследок, для любителей мистики, несколько фактов. Если мы взглянем на карту Москвы, какой она сложилась после Петра, когда к круглой Кремлевской Москве прибавили квадрат Петровской Яузы, и образовалась неправильная ромбовидная фигура со своим смещенным центром. Где этот центр?



Если мы положим линейку между самыми отдаленными ее заставами, Лужнецкой и Преображенской, центром Москвы окажется участок у Мясницких ворот с Меншиковой башней. Похоже, что Петр и Меншиков интуитивно нащупали новый городской центр.



Более того, Меншикова башня оказалась близ вершины Сретенского холма, самого высокого холма Москвы, превышающего Кремлевский холм. Здесь же, возле почтамта, располагался тогда «нулевой километр», начало всех российских дорог.



А в начале Второй мировой войны военное управление осуществлялось не из Кремля, а из подземелий метро Кировская, ныне Чистые пруды.



Ну а во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: «Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра».



Другие московские легенды:

Голосов овраг
Подземелья в Коломенском
Меншикова башня
Усадьба колдуна Брюса «Глинки»
Дом колдуна Брюса
Сухарева башня
Дом Пашкова
Дом Стахеева
Tags: Архангела Гавриила, Брюс, Зарудный, Иван Великий, Измайлов, Кукуй, Лефорт, Меншиков, Меншикова башня, Московские легенды, Мясницкая, Немецкая слобода, Петр I, Сухарев, Трезини, Филарет, Чистые пруды, масон, почтамт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →